Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Богданович Н.Г., Хорькова К.И. Вопрос профориентации в процессе изучения иностранного языка

Библиографическое описание:
Богданович Н.Г., Хорькова К.И. Вопрос профориентации в процессе изучения иностранного языка // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

УДК 372.881.111.1

Материал составлен на примере опыта учителей иностранного языка школы с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос профориентации школьников на уроках английского языка. Особая значимость в средней школе отводится профессиональной направленности учебного процесса, формированию у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии. Определяются этапы профориентационной работы на уроках иностранного языка, направленные на профессиональное становление личности как будущего профессионала.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, адаптация и самореализация.

Современный, интенсивно развивающийся мир предъявляет все более высокие требования к профессиональной подготовке кадров и актуализирует проблемы профессиональной ориентации молодежи. Молодые люди, которые выбрали профессию по душе, будут успешны, работа будет приносить им удовольствие, производительность труда будет высокой. Для формирования ситуации успеха необходимо проводить профориентационную работу на всех ступенях образования, чтобы обучающиеся постепенно, но уверенно приходили к выводу о своих интересах и понимали в каком направлении им идти и развиваться.

Профессиональная ориентация всегда была темой, которую школа включала в перечень вопросов, решение которых являлось составной частью урочной и внеурочной деятельности учителя. Точнее, это был "сопутствующий продукт" этой деятельности, а не самоцель. Профориентация реализуется на всех этапах школьной деятельности: через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентация помогает обучающимся:

· определиться с выбором профессии;

· подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям;

· соотнести свои желания и способности, личностные качества и психологические особенности;

· сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью: содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например, литературы, истории, искусства, географии, математики и др.

Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося, профориентации [1,3].

На уроках английского языка отрабатываются аутентичные тексты, в которых говорится о культуре, истории, географии англоязычных стран и родной страны, таким образом, появляется возможность познакомиться с такими профессиями как: географ, историк, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями - исследователь, испытатель, программист и др. И, конечно, специальностями, связанными с областью " филология": учитель, лингвист, специалист в области международных и общественных отношений, международного права, информационных технологий, международного туризма и внешней торговли, искусствовед, переводчик (устный и письменный), гид – переводчик [4].

Как следствие, знакомство с миром профессий посредством изучения иностранного языка постоянно расширяется. Английский язык как никакой другой школьный предмет позволяет детям не только помечтать о какой-то профессии, но и ощутить себя в той или иной роли, поскольку выбор тем, обсуждаемых на уроках английского языка широчайший [2].

Что любят дети больше всего? Играть, поэтому ролевые игры очень плодотворны для формирования профессионального определения с младшего школьного возраста. Дети примеряют на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, экскурсовода и туриста, учителя и ученика. По мере взросления детей мы с ними проводим уроки - обсуждения преимуществ и недостатков тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии, говорим о том, какие черты характера требуются для той или иной профессии, говорим об условиях для работы [4]. Мы учимся заполнять анкету, писать резюме, письма - заявления о приеме на работу, выполняем проект "Моя будущая профессия", где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы и объяснить свой выбор.

Таким образом роли меняются: уже не только школа способствует профориентации, но профориентация, т.е. разговор о профессиях помогает нам, учителям, развивать разговорные навыки.

Итак, играем:

*кто назовет больше профессий;

*по картинке назови профессию;

*назови инструменты, необходимые для этой профессии;

*по набору инструментов назови профессию;

*по разговору определи профессию;

*кто это разговаривает;

*кем работает мама/папа;

*кто это сказал;

*кто носит униформу и какую.

Детям, у которых снижен навык импровизации, поможет диалог с пошаговым управлением, например, через обобщенное содержание разговора, ключевые слова, пример диктора.

Рассмотрим пример построения диалога-интервью о приеме на работу по объявлению.

В работе помогают аутентичные материалы и тексты для восприятия и понимания речи на слух, посвященные самым разным профессиям.

По мере взросления детей ролевые игры усложняются. Развивая интерес к предмету, учитель использует более сложные формы организации процесса обучения, например:

Беседа

· с билетным кассиром;

· с гидом;

· с администратором гостиницы;

· с водителем такси.

Интервью

· с известным певцом;

· со спортсменом;

· с писателем;

· с полицейским;

· с поваром;

· с водителем такси;

· с бухгалтером.

Цель интервью сугубо практическая – узнать, почему человек выбрал эту профессию, что ему в ней нравится, где он ей обучился, давно ли работает (заодно, коллеги, повторим времена глагола)

Дети повзрослели и в старшей школе можно организовать пресс-конференции, бизнес игры, дебаты, заседания с обсуждениями и принятием деклараций и публикацией пресс релиза (детская модель ООН).

В этой же возрастной группе профориентационный разговор проводится по другому плану:

1. Предлагаем выбрать одну из профессий: кассир, банкир, бухгалтер, инкассатор, аудитор.

2. Обсуждаем историю возникновения профессии. Профессия аудитора возникла совсем недавно, хотя еще в царской России существовала такая должность (тогда это была должность в военно-судебных учреждениях). В нашей стране аудиторская служба была образована в 1991 году.

3. Доминирующие виды деятельности: проверка отчетности фирмы, ее финансового положения, анализ деятельности.

4. Необходимые способности: высокий уровень математических способностей, способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности – работа с документами и цифрами, аналитическое мышление.

5. Личностные качества: умение хранить коммерческую тайну, ответственность, сосредоточенность, усидчивость, терпение, честность.

6. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие математических способностей, невнимательность, рассеянность, отсутствие морально – этических норм.

7. Область применения профессиональных знаний: аудиторские фирмы, компании; преподавательская деятельность в образовательных учреждениях (колледжах, курсах, вузах).

В качестве рефлексии можно составить рассказ на тему: «Один день из жизни человека этой профессии».

В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка, как никакие другие, дают возможность молодому человеку сориентироваться в огромном разнообразии профессий и сделать свой осознанный выбор.

Список литературы

1. Асеева Е.Н. Профессиональная направленность при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, 1978.

2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2015. 288 с.

3. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, 1984.

4. Танасийчук А.Е. Новые профессии на уроках английского языка // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 6А. С. 51-59. DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.194.
2023