Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гришина Е.В. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, несмотря на все достижения современной медицины, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно - образовательном процессе ДОУ.
Здоровье дошкольника - это не только отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическое благополучие ребёнка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Забота о здоровье детей - одна из главных задач в моей работе. Поэтому использую в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.
К ним относятся технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, гимнастика дыхательная, бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, ритмопластика, релаксация, коррегируюшие и ортопедические упражнения.
Особую роль в оздоровлении детей играют технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия (НОД), занятия из серии «Здоровье», игровой массаж, самомассаж, физкультурные праздники и развлечения, закаливание. Их, я считаю основными.
Здоровьесберегающие технологии необходимы для того, чтобы у воспитанников дошкольных образовательных учреждений сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать.
Отдельные приёмы этих технологий широко использую в разных формах проведения физкультурно - оздоровительных мероприятий с детьми, и которые включают в себя:
Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Используются как часть физкультурного занятия, на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, прогулках. Игры могут быть как малой и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков. Спортивные игры - игры, которыми проводятся соревнования.
Дыхательная гимнастика - специальные упражнения, позволяющие восстановить дыхание, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка. Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия.
Коррегирующие упражнения - используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и её коррекции.
Ортопедические упражнения - включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы.
Гимнастика для глаз - применятся для снятия зрительного напряжения.
Ритмопластика - включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности.
Релаксация - необходима для отдыха и снижения двигательного беспокойства, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может применяться внутри занятия.
Пальчиковая гимнастика - тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику.
Самомассаж - проводится во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребёнка.
Как средство коррекции поведения использую психогимнастику.
Здоровьесберегающие технологии сочетаю с технологией музыкального воздействия.
Каждая из указанных технологий имеет оздоровительную направленность. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте способствует тому, что обучение и содержание происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.
Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с использованием и нетрадиционных методов, и способов оздоровления детей: занятия - соревнования, занятия - викторины, развлечения, досуги, недели здоровья, занятия сюжетно - игровые, спортивно - музыкальные праздники и досуги с участием родителей.
Для реализации детьми своей потребности в двигательной активности созданы следующие условия: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка для проведения физкультурных занятий на воздухе, уголок двигательной активности, составлена модель двигательного режима в группе, проводится комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, с учётом состояния здоровья детей и местных условий.
При проведении закаливающих процедур осуществляется дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные возможности. Созданы различные картотеки, разработан план работы кружка физкультурно - оздоровительной направленности «Ритмика», рассчитанный на два года обучения.
Семья - это среда, где формируется здоровье ребёнка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребёнка основу постоянного стремления к здоровью. Задача педагога заключается в том, чтобы убедить родителей в важности физической готовности и приобщения его к здоровому образу жизни. Консультации, рекомендации и беседы, тематические родительские собрания, семинары - практикумы, анкетирование, информационные стенды и уголок здоровья, дни открытых дверей, спортивные праздники, досуги, соревнования - неотъемлемая часть работы с родителями.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно - образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно - нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.

Библиографический список

1.       Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС ДО: Материалы всероссийского вебинара - Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2018.
2.       Поспелова Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду⌠Электронный ресурс⌡. URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tie-21.html (дата обращения: 28.05.2019).
3.       Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова - Методист, 2007.
4.       Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В. Сократов - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - М.: УЦ Перспектива, 2014.
6.       Шебеко В.Н. Воспитание ребёнка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2011. - №5.
2019