Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дегтярёва Т.Ю. Формирование артикуляционной моторики как средство преодоления нарушения звукопроизношения у детей

Библиографическое описание:

Дегтярёва Т.Ю. Формирование артикуляционной моторики как средство преодоления нарушения звукопроизношения у детей // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателем группы детского сада.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные [и, ы, у] и согласные [ф, в, т, д, н, к]. Более же сложные по артикуляции согласные звуки [с, з, ц, ш, ж, ч, л, р] примерно до 3–5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название “возрастного косноязычия”, поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

При нормальном ходе речевого развития к 5–6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое “возрастное косноязычие” уже перестаёт быть “возрастным”. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектов звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Назовем наиболее часто, встречающиеся из этих дефектов.

· Зубочелюстная патология. Сюда относятся: дистальный прикус (прогнатия), мезиальный прикус (прогения), глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус.

· Слишком большой или слишком маленький язык.

· Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка)

· Расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия).

При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода “возрастного косноязычия”, обычно не идет на полную замену одного звука другим. Эта “искаженность” в звучании звуков бывает заметна уже в период “возрастного косноязычия”, поскольку употребляемые ребенком звуки-заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпанья, шепелявости, что сразу обращает на себя внимание.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующие:

· Невозможность вытянуть губы вперед – вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

· Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.

· Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению).

· Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта.

· Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык горизонтально.

· Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык вверх нижней губой.

· Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен.

· Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык – наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости.

· Склонность к удерживанию языка во рту “комком”. Этот “комок” будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.

При выявлении у ребенка перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невролога.

При нарушении звукопроизношения, связанных с дефектами в строении речевых органов ребенка, нужно прежде всего, устранить эти дефекты. Если дефект удастся устранить своевременно и полностью, то в дальнейшем ребенок будет овладевать правильным артикулированием звуков без отклонений от нормы.

Если же дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является – артикуляционная гимнастика.

Библиографический список1. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!» Спб.: «ЛИТЕРА», 2008. 208 с.

2. Парамонова Л.Г. «Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе» изд. Аквариум, 2005. 208 с.
2023