Библиографическое описание:
Рахметова Е.А., Джунусова А.М. Применение интерактивных средств обучения в изучении дисциплин профессионального цикла специальности «Дошкольное образование» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова 'interact': inter — 'взаимный', act — 'действовать'. Следовательно, понятие «интерактивность» переводится с английского языка на русский как «взаимодействие», а понятие «интерактивный» - как «взаимодействующий». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения [2,13]
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Применение интерактивных технологий на уроках, в частности, интерактивных заданий и упражнений позволяет:
- индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
- организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
- компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
- активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание или упражнение всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания [3,36].
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, но каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это упражнение должно быть практическим и полезным для учащихся; связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
Существует достаточное количество интерактивных наглядных пособий, как платных, так и бесплатных. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, а также необходимостью дистанционного обучения. Поэтому использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса.
Новизна опыта использования интерактивных средств заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий.
Наиболее интересными интерактивными формами, которые мы стараемся активно внедрять в свою работу в рамках изучения дисциплин профессионального цикла специальности «Дошкольного образование» стали:
- интерактивный плакат;
- виртуальные экскурсии;
- развивающие игры на смарт-доске;
- квест-игры или интерактивные путешествия.
Очень коротко остановимся на каждой из форм.
Плакат — это средство предоставления информации, основной функцией является — демонстрация материала. Интерактивный плакат мы используем широко в процессе обучения. Ведь мы знаем, что Наглядные пособия во всех образовательных учреждениях необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.
В практике работы при закреплении изученного материала и в самостоятельной работе нашими студентами были разработаны интерактивные плакаты по самым разным темам. К примеру, при изучении МДК 0205 «Теория и методика музыкального образования» были подготовлены такие плакаты, как: «Музыкальные инструменты: струнные и духовые», «Музыкально-дидактические игры», «Музыкальные произведения и композиторы»; при изучении МДК 0203 «Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности дошкольников»: «Виды живописи», «Художники-пейзажисты», «Декоративно-прикладное искусство» и др.
Рисунок 1. Пример интерактивного плаката
И если раньше мы использовали интерактивный плакат и изготавливали его как наглядную форму в обучении, то позднее – эта форма так понравилась нашим студентам, что стала активно внедряться в их работу с дошкольниками, при посещении их на практике или дуальном обучении.
Следующей активной интерактивной формой, внедряемой нами в процесс обучения, стали виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия (или виртуальный тур) – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. В отличие от привычных фотоальбомов, почтовых открыток, видеофильмов и т.д.
Подобные виртуальные экскурсии были созданы на сайте Emaze. Приведем пример экскурсий на тему: «Декоративно-прикладное творчество».
Передвигаясь в виртуальном зале, из одной выставочной комнаты в другую, мы знакомимся с различными видами декоративно-прикладного искусства, описанием, предметами искусства и различной росписью.
Рисунок 2. Пример виртуальной экскурсии
Все мы знаем, что современная система образования должна не только передавать знания обучающимся, но и развивать спектр компетенций самостоятельного и творческого поиска. Одним из результатов творческого поиска стала разработка картотеки интерактивных дидактических игр, созданных с помощью инструментов
SMART Notebook игр на интерактивной доске:
- викторина «В мире геометрических фигур»;
- викторина «Волшебный лес»;
- дидактические игры на соотнесение, соответствие «Живое-неживое»;
- «В мире звуков» и т.д.
Рисунок 3,4. Образец интерактивной игры
Подобную работу со студентами мы стали проводить при подготовке к демонстрационному экзамену, а позднее, как совместный проект педагога и студента. Подобная работа стала активно внедряться в систему практических заданий в учебной и производственной практики.
В период дистанционного обучения мы активно использовали различные сервисы для создания экскурсий, игр, бродилок, квестов. Одним из таких сервисов является Umaigra и др.
- Нахождение слов и Попарное соответствие.
- Нахождение слов и Распределение по множествам.
- Поиск слов по буквам.
- Правда или ложь.
- Выбор одного ответа.
Интерактивные квесты (игры путешетствия)
Следующей интерактивной формой, о которой нам хотелось бы рассказать, это игры-квесты или игры-путешествия. Путешествие по виртуальным страницам, станциям или сказкам, позволяет дошкольникам, для которых разрабатывались игры
Образовательный квест - это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Рисунок 5. Пример образовательного квеста
Образовательный квест, пользуется популярностью у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка - это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Для достижения всех своих целей, герою квеста следует должным образом использовать предметы игрового мира. В квесте много различных подсказок, которые и помогают вам его решить, как справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки. Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Таким образом, применение интерактивных технологий в процессе обучения позволяют активизировать обучающихся, пробуждая в них интерес, мотивацию, творчество, совместную работу, развивая личность обучаемого.
Современный педагог должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).
Список литературы
1. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. – М.: Изд. центр «Академия», 2018.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2020.
3. Коломинская, О.Я. Современные образовательные технологии и начальная школа /О.Я Коломинская. – Мн., 2019.
Рахметова Е.А., Джунусова А.М. Применение интерактивных средств обучения в изучении дисциплин профессионального цикла специальности «Дошкольное образование» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова 'interact': inter — 'взаимный', act — 'действовать'. Следовательно, понятие «интерактивность» переводится с английского языка на русский как «взаимодействие», а понятие «интерактивный» - как «взаимодействующий». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения [2,13]
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Применение интерактивных технологий на уроках, в частности, интерактивных заданий и упражнений позволяет:
- индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
- организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
- компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
- активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание или упражнение всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания [3,36].
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, но каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это упражнение должно быть практическим и полезным для учащихся; связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служить целям обучения.
Существует достаточное количество интерактивных наглядных пособий, как платных, так и бесплатных. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, а также необходимостью дистанционного обучения. Поэтому использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса.
Новизна опыта использования интерактивных средств заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий.
Наиболее интересными интерактивными формами, которые мы стараемся активно внедрять в свою работу в рамках изучения дисциплин профессионального цикла специальности «Дошкольного образование» стали:
- интерактивный плакат;
- виртуальные экскурсии;
- развивающие игры на смарт-доске;
- квест-игры или интерактивные путешествия.
Очень коротко остановимся на каждой из форм.
Плакат — это средство предоставления информации, основной функцией является — демонстрация материала. Интерактивный плакат мы используем широко в процессе обучения. Ведь мы знаем, что Наглядные пособия во всех образовательных учреждениях необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.
В практике работы при закреплении изученного материала и в самостоятельной работе нашими студентами были разработаны интерактивные плакаты по самым разным темам. К примеру, при изучении МДК 0205 «Теория и методика музыкального образования» были подготовлены такие плакаты, как: «Музыкальные инструменты: струнные и духовые», «Музыкально-дидактические игры», «Музыкальные произведения и композиторы»; при изучении МДК 0203 «Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности дошкольников»: «Виды живописи», «Художники-пейзажисты», «Декоративно-прикладное искусство» и др.
Рисунок 1. Пример интерактивного плаката
И если раньше мы использовали интерактивный плакат и изготавливали его как наглядную форму в обучении, то позднее – эта форма так понравилась нашим студентам, что стала активно внедряться в их работу с дошкольниками, при посещении их на практике или дуальном обучении.
Следующей активной интерактивной формой, внедряемой нами в процесс обучения, стали виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия (или виртуальный тур) – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. В отличие от привычных фотоальбомов, почтовых открыток, видеофильмов и т.д.
Подобные виртуальные экскурсии были созданы на сайте Emaze. Приведем пример экскурсий на тему: «Декоративно-прикладное творчество».
Передвигаясь в виртуальном зале, из одной выставочной комнаты в другую, мы знакомимся с различными видами декоративно-прикладного искусства, описанием, предметами искусства и различной росписью.
Рисунок 2. Пример виртуальной экскурсии
Все мы знаем, что современная система образования должна не только передавать знания обучающимся, но и развивать спектр компетенций самостоятельного и творческого поиска. Одним из результатов творческого поиска стала разработка картотеки интерактивных дидактических игр, созданных с помощью инструментов
SMART Notebook игр на интерактивной доске:
- викторина «В мире геометрических фигур»;
- викторина «Волшебный лес»;
- дидактические игры на соотнесение, соответствие «Живое-неживое»;
- «В мире звуков» и т.д.
Рисунок 3,4. Образец интерактивной игры
Подобную работу со студентами мы стали проводить при подготовке к демонстрационному экзамену, а позднее, как совместный проект педагога и студента. Подобная работа стала активно внедряться в систему практических заданий в учебной и производственной практики.
В период дистанционного обучения мы активно использовали различные сервисы для создания экскурсий, игр, бродилок, квестов. Одним из таких сервисов является Umaigra и др.
- Нахождение слов и Попарное соответствие.
- Нахождение слов и Распределение по множествам.
- Поиск слов по буквам.
- Правда или ложь.
- Выбор одного ответа.
Интерактивные квесты (игры путешетствия)
Следующей интерактивной формой, о которой нам хотелось бы рассказать, это игры-квесты или игры-путешествия. Путешествие по виртуальным страницам, станциям или сказкам, позволяет дошкольникам, для которых разрабатывались игры
Образовательный квест - это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Рисунок 5. Пример образовательного квеста
Образовательный квест, пользуется популярностью у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка - это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Для достижения всех своих целей, герою квеста следует должным образом использовать предметы игрового мира. В квесте много различных подсказок, которые и помогают вам его решить, как справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки. Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Таким образом, применение интерактивных технологий в процессе обучения позволяют активизировать обучающихся, пробуждая в них интерес, мотивацию, творчество, совместную работу, развивая личность обучаемого.
Современный педагог должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).
Список литературы
1. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. – М.: Изд. центр «Академия», 2018.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2020.
3. Коломинская, О.Я. Современные образовательные технологии и начальная школа /О.Я Коломинская. – Мн., 2019.