НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Смольникова В. А. Беседа по экологическому воспитанию «Природа – наш дом» в старшей группе

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Программное содержание:
Познавательное: Дать детям понятие, о том, что природа – это наш общий дом, продолжение формирования представления о роли природы в жизни людей, расширение и систематизация знаний детей о природе, формирование интереса к проблемам охраны природы, знакомство детей с нормами и правилами поведения в природе.
Речевое: развитие у детей желания вносить посильный вклад в природоохранное воспитание человека, развитие кругозора, мышления, связной речи.
Социально - коммуникативное: формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитание заботливого отношения к природе.
Физическое: формировать правильную осанку детей на занятии.
Художественно - эстетическое: развитие умения детей читать с выражением стихотворение, воспитание в детях радостного, заботливого отношения к природе.
Словарная работа: обогащение словарного запаса понятиями: глобус, планета, карта, природа. Приучение детей отвечать полным ответом.
Индивидуальная работа: развитие усидчивости и аккуратности; внимательности; формирование стремления активного участия в беседе, проявлять активность
Предварительная работа: рассматривание глобуса, разучивание физкультминутки, создание презентации, разработка знаков, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи - мелодии леса.
Материалы и оборудование: проектор, глобус, настольная игра-сравнение «Природа – наш Дом», иллюстрации, картинки леса, пластиковые бутылки, фантики, корзинки.

Ход занятия

Воспитатель (чтение стихотворения – Приложение 1)
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это? (Ответы детей.)
Конечно, это Земля – планета, на которой мы живем. Земля – это наш общий дом.
Подумайте, дети, что мы можем оставлять на планете?
Вот такие следы остаются после нас на планете. Даже если мы их не замечаем, земля запомнит их надолго. И каждый из нас, живущий на планете, каждый день оставляет свой след. Смотрите внимательнее, какие следы вы заметили на нашей планете. (Ответы детей.)
Да, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Ребята, мы будем разговаривать о том, какие же следы мы должны оставлять на земле.
Если, мы говорим о том, природа – наш общий дом, то любой из нас с вами имеет свой дом. И мы должны стараться в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель: Так послушайте, ребята (чтение стихотворения – приложение 2)
Воспитатель: И, какой мы сделаем вывод? (Дети отвечают)
Конечно, не только у себя дома, но и в окружающей среде нельзя разводить грязь. Наша планета Земля - общий дом человека. Все люди на планете одна огромная семья. И они стремятся, что–то делать для неё, у кого- то это получается, у кого-то не очень.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была здорова.
Дети, а давайте мы с вами вспомним, какие бывают природные явления. (Дети отвечают)
Да, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумаем, как эти разные явления помогают планете выглядеть так?
Допустим, природное явление ветер как может помочь? (Дети отвечают)
Точно. Благодаря ветру на улице становится прохладнее, очищается воздух. А как, помогает дождь? (Дети отвечают)
Дождик напитывает почву, растения и деревья влагой.
Воспитатель: Как же способствует процветанию Земли снег? (Дети отвечают)
Совершенно верно, он способствует утеплению земли, покрытию как одеяло, держит тепло, благодаря чему утепляются деревья, чтобы не замёрзли их корни.
И наконец, как же солнце благоприятствует Земле, для того чтобы она выглядела именно так? (Дети отвечают)
Солнышко даёт свет всей живой природе на нашей планете. Но оно не только светит, а что ещё делает?
Конечно, от солнца распространяется тепло, оно всё греет.
Дети, каждый из вас живёт в доме, у которого есть стены, но когда мы выходим из нашего дома, мы сразу же попадаем в иной дом.
Итак, в куда же мы попадаем? Да, в дом – природу.
Давайте мы с вами вспомним, какие природные явления похожи на явления в доме.
Игра-сравнение «Природа – наш Дом» (Приложение 3)
Воспитатель: Давайте-ка поэкспериментируем и узнаем, что может произойти, когда воздух перестанет поступать в наш организм. Закроем ручкой носик. Мы можем дышать? А почему? Воздух нам необходим, без него не может существовать ни одно живое на планете.
А подумайте, кому ещё необходим воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы, растения.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка. (Приложение 4)
Раздается стук в дверь, младший воспитатель принесла письмо и книгу от хранителя леса - Лесовика.
Воспитатель читает письмо.
Приветствую вас, ребята! У нас в лесу случилась беда.
Воспитатель: Дети, давайте узнаем?
Я был в своих угодьях и везде слышны жалобные голоса растений и животных. И все записал в Книгу жалоб природы. Вот жалоба ели: «Грустно и одиноко мне в лесу, одна я осталась. А вокруг меня совсем недавно произрастали ёлочки – красавицы, но перед новым годом появились в лесу очень злые люди с топорами и вырубили их». Помогите мне!
Воспитатель: Какой кошмар! Ребята, скажите мне, можно ли вырубать деревья? (Дети отвечают) Я предлагаю сделать доброе дело, нужно вспомнить правила бережного отношения к живым деревьям и к природе в целом. (Воспитатель показывает правила, дети озвучивают)
Воспитатель: Умнички какие! Лесовик очень обрадуется, что мы с вами знаем правила поведения в природе. Дети, как вы думаете, почему мы повторили эти правила?
Конечно, для того, чтобы люди перестали самовольно не вырубать деревья, жечь костры в лесу, портить ветки на деревьях. Чтобы помогали животным – ведь это очень хороший поступок. Защита окружающей среды – это самое главное, что мы можем сделать для нашей планеты! А это значит – не забрасывать землю банками, фантиками, бутылками.
Лесовик: Ой, детишки, я совсем забыл, про поляну, которая у меня в лесу. Когда-то эта поляна была очень красивой, но пришли туристы и разбросали на поляне разные предметы, фантики, бутылки.
Воспитатель: Как мы помоем поляне? Что нужно сделать? (Дети отвечают)
Воспитатель: Нужно, дети, помочь Лесовику, убрать весь мусор, потому что это убивает лес и еще эти бутылки могут быть опасными для животных. Вот такой след оставили после себя туристы. (Дети убирают мусор на полу)
Молодцы! Помогли Лесовику, убрали весь мусор с его поляны. Оставили хороший след на нашей планете!
На сегодняшнем занятии, мы с вами поговорили о том, что наша природа нуждается в нашей защите и охране. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда давайте пообещаем беречь природу и постараемся делать так, чтобы ваш след оставался на Земле полезным!


Приложение 1

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря –
Всё называется – земля!

Приложение 2

«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»

Приложение 3

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит, его можно сравнить ещё с чем? с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь, откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе обитают какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдет, если не будет воздуха?

Приложение 4

Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.

Приложение 5

Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!

2021