Актуальные вопросы начального общего образования

Фофанов А.В., Фофанова С.Г. Актуальные вопросы физического воспитания в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

 На современном этапе развития, в условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в России, особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья, формирования здорового образа жизни, как одного из важных благополучий школы, её успешности на рынке образования. С учётом направлений, по которым развивается российская школа, с уверенностью можно сказать, что востребованной будет та школа, которая обеспечит высокий уровень здоровья детей.
Современный мир диктует свои условия. В связи с новейшими технологиями (телефоны, планшеты, ноутбуки),  которые в нашей жизни занимают все большую часть времени и дети, как постоянные пользователи, не являются исключением, приводят к тому, что совсем мало времени остается на прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, физические нагрузки.
Это проблема нынешнего поколения. Некоторые элементарные упражнения становятся проблемой. Прыжки на скакалке, ведение мяча, приседание, отжимание, подтягивание для детей становится непреодолимым препятствием.
В ходе урока физической культуры дети частично компенсируют недостаток двигательной активности. Однако смена обстановки, когда дети приходят из учебного класса в спортивный зал, приводит и к негативным последствиям: накопленная усталость, конфликты в классе и дома, неудачи на других предметах ведут к снижению дисциплины, новым конфликтам и повышают риск травматизма.
Проблематика во всем мире существенно изменилась: состав питания экологическая обстановка жизненный ритм увеличилась умственная нагрузка понизилась физическая активность Следствие: пониженный иммунитет у детей и слабая сопротивляемость заболеваниям отсутствие интереса к занятиям отсутствие культуры здорового образа жизни слабое и больное поколение.
Изменение концепции Современный урок физкультуры в школе должен стать самым простым, доступным и эффективным ресурсом для обучения детей не только развивающим упражнениям и спортивным играм, развитию физических качеств но и : азам правильного питания умению планировать свое время и формировать день соблюдать режим – успевать все и оставаться энергичным Занятия физкультурой должны стать : эффективной профилактикой заболеваний сердечно- сосудистой системы опорно-двигательного аппарата, и других заболеваний.
 Однако, как подтверждает практика, за 3 урока физкультуры в неделю не могут достаточно решить все проблемы. Тем более, что в результате научно-технического прогресса резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Негативные последствия этого на лицо, ибо рост, развитие и здоровье человека напрямую зависит от его двигательной активности. Народная мудрость гласит: «Движение – это здоровье!»
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта.
Урок физической культуры – это нелегкий физический труд. Там нужны и сила воли, и ловкость, и организованность. Этих качеств у современных школьников уже и не так много осталось.
Важнейшей отличительной чертой понятия «современный урок физической культуры» является вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. Современный урок ориентирован на личностный подход к учащимся, большое внимание уделяется психическим, интеллектуальным и физическим особенностям каждого ученика. Основная тенденция урока - усиление образовательной направленности; актуальная задача - воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
В связи с изложенным выше, представляются актуальными разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение эффективности преподавания физической культуры в школе. Эти меры должны сделать возможной раннюю физическую подготовку детей; создать условия для своевременной спортивной специализации; обеспечить переход от системы приема нормативов к учебно-тренировочному процессу, направленному на развитие специальных спортивных качеств и повышение функциональных возможностей организма. Такая задача, как подготовка детей к самостоятельной организации физической активности, тренировочных процессов, также видится нам важной. Признавая значимость и обязательность реализации указанных задач, полагаем, что главным назначением преподавания физической культуры в начальной школе является: – формирование у детей интереса к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни; – укрепление здоровья обучающихся. Необходимо, чтобы практика преподавания физической культуры сегодня опиралась и на проверенные временем разработки советской педагогической школы и соответствовала требованиям ФГОС.
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье, сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровые дети – здоровая нация.
2022