НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Канавина Л.П., Сельцова О.С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его» (В. Гюго).
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Актуальность как необходимость – очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А. Герцен).
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, так как в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенности в себе, без уважения к истории и культуре своей страны. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Формирование духовно-нравственных понятий и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующих постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы [1, с. 123]. Для достижения результатов необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Данная проблема подразумевает решение целого ряда задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; ознакомление детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к традициям государства и общенародным праздникам [2, с. 87].
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности [5, с. 25].
Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими.
Особую значимость в рамках обсуждаемой проблемы имеют формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпеливо относится к их проблемам. Воспитание детей в духе толерантности – это: приобщение детей к культуре и традициям своего народа; формирование уважения к иной культуре; формирование взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.
Приобщая детей к культуре своего народа, мы формируем у них представление о себе как о личности. Культура родного края для детей – контекст их развития [3, с. 33].
Важное средство формирования нравственно-патриотических чувств – это народная культура. В ней отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, силе и мужестве. Издавна люди стремились обладать благородством, силой, проявлять смелость, выдержку, творческую выдумку. С народной культурой ребенок соприкасается с первых лет жизни. Это русские народные песни, потешки, сказки, игры. Из глубины веков к нам пришли народные и православные праздники, традиции и обычаи. Знакомя детей с культурой своего народа, мы учим понимать смысл добра, совести, долга. Мы считаем, что в процессе усвоения культурного наследия нашего народа у дошкольников формируются нравственно – патриотические чувства [4, с. 28].
Работа в данном направлении включает себя: ознакомлении детей с обычаями и традициями народов России, особенностями национальных костюмов, с национальной кухней, песнями и художественными произведениями, народными играми.
Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Таким образом, на основе знакомства с предметами старины и традициями народов России мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.
Литература:
1. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина. – Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 192с.
2. Логинова, В. И. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – СПб.: Детство Пресс, 2007. – 244с.
3. Дошкольное воспитание / Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006.
4. Ребёнок в детском саду / Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2001.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2015. – 44 с.
2017