Актуальные вопросы начального общего образования

Гуменюк М. В., Туркова Д. В. Формирование умения работать с информацией у детей младшего школьного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


В наше время дети должны уметь работать с информацией практически с первых дней пребывания в школе. Информацию они могут получать из разных источников, одним из которых является книга. Но с книгой нужно уметь работать, хотеть работать. А это сложная задача, так как у детей, с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе и книге вообще. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, школьники перестают читать, а значит, страдают их грамотность, интеллект, эмоциональное, нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.
Этот факт подтверждают результаты анкетирования родителей обучающихся МБОУ г. Мурманска «Прогимназия № 51»: в анкетировании участвовали родители обучающихся 1 «А» класса в результате выяснилось, что так или иначе все родители читают детям перед сном: 40% - каждый день, 40% - раз в неделю и 20% - раз в месяц (ссылаясь на дефицит времени); из них 25% родителей не вспомнили название последней прочитанной книги ребенку; 60% родителей признались в том, что читают по собственной инициативе, а не по желанию ребёнка; по мнению родителей 45% детей не любят читать, 15% детей особо не проявляют любви к процессу чтения и только 40% родителей уверены в том, что их ребёнок любит читать. Однако, на вопрос что ребёнок предпочитает самостоятельное чтение или слушать чтение взрослого, всего 15% ответили, что ребёнок проявляет интерес к самостоятельному чтению, а 85% - любят быть слушателем; 70% родителей подтвердили тот факт, что ребёнок преимущественно использует компьютер для поиска информации, 10% - все-таки отдают предпочтение книге, а 20% - не смогли ответить на данный вопрос. Если задуматься над этими цифрами, то становится страшно за будущее наших детей.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, необходимо уделять огромное внимание формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией. Поэтому, уже в начальной школе, нужно закладывать основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к осознанному чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения – всё это является залогом успешного дальнейшего обучения.
Таким образом, для того чтобы для ребёнка книга стала источником информации, педагогу необходимо правильно определить направления и цель работы по данной проблеме.
Мы предлагаем следующий вариант работы для учащихся первых классов.
Цель: формировать умение работать с книгой как с источником информации через взаимодействие со школьной библиотекой.
Задачи:
- определить круг проблем современного детского или семейного чтения;
- привлечь к сотрудничеству со школьной библиотекой учеников;
- показать значимость и престижность книги в современном социуме;
- развивать у детей мотив обращения к книгам;
- учить детей ориентироваться в источниках информации;
- побудить творческую активность в детской и родительской среде;
- сформировать в детской и родительской среде положительный имидж читающего человека.
Определив круг проблем, по результатам анкетирования родителей и опросу детей были намечены следующие этапы и формы работы в первом классе:
1.       Начальный этап (октябрь - ноябрь)
Цель: познакомить детей с деятельностью школьной библиотеки и разнообразием видов литературы.

Таблица 1. Содержание начального этапа

Экскурсии в школьную библиотеку (1 раз в неделю)

Тема

Содержание

Ответственный

1.
«Что такое библиотека и какие книги в ней хранятся?»
Рассказ о школьной библиотеке, профессии «библиотекарь», видах литературы
Библиотекарь
2.
«Какие существуют библиотеки?»
Рассказ и презентация о библиотеках города
Библиотекарь
3.
«Я - читатель»
Правила поведения в библиотеке, беседа с детьми о домашней библиотеке
Библиотекарь, педагог
4.
«Как правильно выбрать книгу?»
Учились делать запрос книги по интересу
Библиотекарь, педагог
5.
«Из чего состоит книга?»
Знакомство детей со структурой книги (обложка, переплёт, страница, корешок, иллюстрация и т.д.). Правила обращения с книгой
Библиотекарь, педагог
6.
«Что можно узнать о книге по обложке?»
Практическое занятие
Библиотекарь
7.
«Моя любимая книжка в рисунке»
Практическое занятие, рассказ детей о любимой книге
Библиотекарь, педагог
8.
«Всегда ли у книги есть автор»
Беседа, выставка книг
Библиотекарь

2.       Основной этап (декабрь - февраль)
Цель: приобщить учащихся к художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать навык самостоятельной работы с ней.

Таблица 2. Содержание основного этапа

Уроки и занятия

Тема

Содержание

Ответственный

1.

Выставка любимых книг
Дети приносят свои любимые книги, обмениваются, читают дома сами или с родителями, в конце недели составляется рейтинг книг «самых-самых»
Библиотекарь, педагог
2.
«Что такое словарь?»
Знакомство со словарями, сравнение словаря с другими книгами (практическое занятие)
Библиотекарь, педагог
3.
«Необычные слова»
Поиск слов в учебнике или другой литературе
Педагог, библиотекарь
4.
«Значение непонятных слов»
Практическое занятие с толковым словарём
Педагог
5.
«Копилка новых слов» (словарные слова)
 Работа с орфографическим и толковым словарями
Педагог
6.
«Литературные новинки»
Информация о новых книгах для детей
Библиотекарь
7.
Рейтинг лучших читателей за месяц «Бенефис читателя»
Выявление и поощрение активных юных читателей
Педагог, библиотекарь
8.
 Викторина «Узнай книгу»
Дети рассказывают о полюбившейся книге не называя героев
Педагог
9.
 «Стань журналистом»
Детям предлагается взять интервью у кого хочешь, но сначала нужно узнать (прочитать) как это правильно сделать
Педагог, библиотекарь
10.
Буккроссинг (перемещение книг)
Ученик, прочитав книгу, оставляет её в книжном уголке класса. Эту книгу может взять и прочитать любой человек и т.д. Принцип «прочитал – отдай другому»
Педагог, библиотекарь
11.
Экран прочитанных книг
Отслеживание динамики

12.
Рейтинг лучших читателей за месяц «Бенефис читателя»
Выявление и поощрение активных юных читателей
Педагог, библиотекарь

3.       Заключительный этап (март - апрель)
Цель: применить полученные навыки работы с разными видами литературы для создания рукописной книги.

Таблица 3. Содержание заключительного этапа

Уроки и занятия

Тема

Содержание

Ответственный

1.
Изготовление книжки-малышки
Творческая работа по заданной теме
Педагог
2.
Собери информацию о родственных словах
Дети самостоятельно работают по теме
Педагог
3.
Проиллюстрируй слова - родственники
Дети изготавливают иллюстрации и презентуют свою работу
Педагог
4.
Проиллюстрируй слова – родственники (продолжение)
Дети изготавливают иллюстрации и презентуют свою работу
Педагог
5.
Игра «Растолкуй родственное слово»
Поиск толкований в словаре
Педагог, библиотекарь
6.
Изготовление иллюстрированного словаря родственных слов
Оформление рукописной книги
Педагог
7.
Изготовление иллюстрированного словаря родственных слов
Оформление рукописной книги
Педагог
8.
Презентация словаря
Представление изготовленного словаря школьной общественности
Педагог, библиотекарь

Данная работа является только первой ступенью в формировании умения работать с книгой как с источником информации. Она будет продолжена на протяжении всего обучения детей в начальной школе, т.к. важнейшей образовательной задачей является умение учащихся работать с информацией для дальнейшего успешного обучения. Благодаря тесному сотрудничеству с библиотекой происходит знакомство с миром книг, закладываются нравственные и культурные ценности, происходит осознание важности книги в учебном процессе и в жизни.
2020-06-30 16:03 2020