НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Степанова Л. Г., Редькина Н. А. Пути сотрудничества воспитателей и специалистов ДОО



Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Важно помнить, что дошкольное образовательное учреждение является одной целой, взаимодействующей системой, очень важна координация взаимодействия педагогов, обеспечивающая понимание задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества.
Педагогическая деятельность имеет коллективный характер, поэтому развитие командного взаимодействия позволяет решать следующие задачи:
-           повышение качества образовательной деятельности, позволяя реально учитывать интересы всех его субъектов образовательных отношений
-           активизация инновационного материала в педагогическом коллективе
-           повышение уровня ответственности педагогов за осуществление образовательной деятельности
-           содействие повышению мотивации профессиональной деятельности
В своей работе хотим поделиться опытом сотрудничества воспитателей и специалистов ДОУ в нашем детском саду. Планируя воспитательно-образовательную работу, мы обязательно согласуем ее с теми мероприятиями, которые предлагают нам педагоги-специалисты: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Проводимая в начале учебного года психолого-педагогическая диагностика развития детей помогает нам обозначить важные акценты в работе с каждым ребенком. Определить выявленные трудности и найти пути их разрешения. Если же выявляются острые вопросы, то определить план действий, где необходимо содействие педагогов-специалистов ДОУ, а также подобрать информационный материал для изучения и размещения в родительский уголок группы.
Так в нашей работе с музыкальным руководителем важно отметить сотрудничество и сотворчество. Вместе мы проводим для детей музыкальные зарядки в форме прогулок, занятия – путешествия, постановки кукольного театра и драматизации сказок. Отметим некоторые из проводимых мероприятий: развлечения «Осенние чудеса», «Вот какая мама!», праздники «Весна идет по всей земле», «Волшебный колпачок», «Весенняя капель», «Новый годик», «Зимняя сказка». Большой популярностью пользуются постановки кукольного театра «Зайкина морковка», «Подарок для солнышка» для детей младшего возраста.
Участие детей в ежегодном городском конкурсе талантов «Хрустальный ключик» (где дети выступают в разных номинациях: поют, танцуют, читают стихи), побуждает детей проявить творческую активность, развивает музыкальное воображение и мышление, стимулирует желание самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.
Особо хочется отметить нашу совместную работу в подготовке и проведении «Недели театра». Начиная с младшего возраста каждая группа детей, совместно с воспитателем выбирает сказку, постановку которой она хотела бы представить на сцене музыкального зала детского сада. Нашей средней группой была выбрана сказка Владимира Сутеева «Под грибом». Сценарий к сказке в стихотворной форме был написан одним из воспитателей, отобран актерский состав, куда входили дети и их родители.
Музыкальный руководитель подбирала материал по музыкальному и художественному оформлению сцен и декораций. Привлекались к совместному творчеству родители, которые хорошо поют, читают стихи, шьют, рисуют, изготавливают декорации. Проводились репетиции, полным ходом шла работа над исполнительским мастерством, постановкой и разучиванию музыкально-ритмических движений танцев, изготовлению костюмов для героев, декораций для сцены. Все были увлечены созданием чего-то нового, интересного. Постановка сказки прошла с большим успехом. Что является нашей общей заслугой.
Привлечение музыкального руководителя к работе театрального кружка «Петрушка», где она помогает воспитателям подобрать музыкальный репертуар, дает рекомендации, проводит музыкальное сопровождение, предлагает интересный демонстрационный материал и т.д., является большой поддержкой.
Предоставленный нами материал по музыкальному воспитанию в родительском уголке группы регулярно обновляется и пополняется. Это рекомендации и памятки, познавательные консультации.
Результатами нашего сотрудничества являются повышение интереса детей к миру искусства, музыкальному творчеству, развитие их коммуникативных способностей, талантов. А также привлечение родителей к насыщенной совместной деятельности в жизни детей в детском саду.
Начиная с ранней группы свою воспитательно-образовательную работу мы ведем в тесной связи с педагогом-психологом. С первого дня посещения ребенком детского сада ежедневно ведем адаптационную карту на каждого ребенка. В ней отслеживаются его эмоциональный фон в течение дня, общение со взрослыми и сверстниками, действия, навыки, поведение в режимные моменты. Если есть проблема и необходима конкретная помощь - обращаемся к психологу. Он ведет тетрадь взаимодействия с воспитателями по возникающим вопросам.
Проводя свою профилактическую, ознакомительную и разъяснительную работу педагог-психолог размещает памятки, рекомендации в родительском уголке. Например: «Тревожный ребенок», «Почему ребенок не хочет убирать игрушки?», «Учим детей дружить», «Плаксивый ребенок», «Развитие эмоциональной сферы малыша», «Учим детей делиться» и т.д. Иногда требуется более подробная, полная информация, тогда психолог предлагает ознакомиться с консультацией по назревшему вопросу.
Актуальными были такие темы: «Почему ребенок кусается», «Агрессивный ребенок», «Ребенок все грызет: причины-решение», «Драчливый ребенок» и т.д. Если данные формы работы не приносят результатов, приглашаем родителей таких детей на консультацию к психологу. Тогда он проводит работу с этой конкретной семьей. Составляет индивидуальную карту на такого ребенка. Выявляет причину проблемы, ищет пути решения. Иногда даже рекомендует обратиться за помощью к врачу (неврологу). И это действительно помогает.
Но бывают ситуации, когда и психолог работает с родителями, и врач наблюдает, а проблема остается: ребенок агрессивен, может причинить вред другим детям и взрослым (ударить, укусить, кинуть что-то тяжелое, перевернуть мебель, громко истерично кричать, ломать деревья, или лезть на дерево и т.д.). Тогда работа уже ведется комплексно: воспитатели +родители + психолог+ врач (возможно даже не один специалист). И вопрос для такого ребенка иногда может разрешиться коррекционной группой, в которой с ребенком ведется необходимая индивидуальная работа со специалистами.
Иногда на утренний сбор, или во второй половине дня психолог может прийти к нам в группу. Поиграть с детьми, пообщаться, или понаблюдать за каким-то конкретным ребенком. Она может проводить индивидуальную или групповую работу (игру, диагностику, психо-гимнастику, песочную терапию, некоторые виды нетрадиционного рисования, игры по развитию сенсорных эталонов, эмоциональной сферы и т.д.) Также прийти на занятия и понаблюдать за детьми в деятельности. Затем она дает необходимые рекомендации и нам - воспитателям, и родителям. Каждый месяц психолог предлагает детям новый комплекс игр на развитие эмоций, сотрудничества, доброжелательности, умения общаться. Эти игры мы включаем в свою работу.
Важным является непосредственное участие педагога-психолога на родительских собраниях и педагогических часах для воспитателей, где она ведет просветительскую работу по волнующим вопросам: объясняет, рекомендует, проводит тренинги, семинары, анкетирование, консультации и т.д.
Случается так, что у родителей возникают вопросы по воспитанию других детей в семье, и ему нужна индивидуальная помощь. Тогда он может сам обратиться в консультационный пункт психолога в нашем саду и разрешить проблему.
В родительском уголке педагогом-психологом представлен список предлагаемой литературы для ознакомления родителей с вопросами психологии детей дошкольного возраста.
Результатами такого сотрудничества является снятие тревожности и негативного настроя у детей, освоение навыков коммуникативного сотрудничества друг с другом и со взрослыми, повышается степень доброжелательности. У них отмечается интерес к обучению, улучшается жизненный тонус, крепнет нервная система, нормализуется сон и питание.
Тесное сотрудничество с инструктором по физической культуре начинается у нас со второй младшей группы. Это обязательное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренней гимнастики, зарядок – разминок по утрам на свежем воздухе в теплое время года: «Нарисованные игры», «Бегунки», «День скакалки», «Выше и дальше» и др. Занятия по физической культуре с применением здоровье-сберегающих технологий (дыхательных упражнений, использование тренажеров, степов, беговых дорожек, мягких модулей, скамьи для пресса и т.д.) проводимые в игровой форме, знакомят детей с основами сохранения здоровья, развивают двигательные навыки и умения, способствуют формированию и укреплению организма ребенка-дошкольника.
Физкультурные развлечения, спортивные праздники и квесты, соревнования между командами детей и родителей отмечены высоким взаимодействием педагогов ДОУ, в основе которого лежит взаимоподдержка и взаимоуважение.
Хочется отметить нашу совместную работу с инструктором по физической культуре при проведении спортивного праздника «Растем здоровыми!» для детей средних групп. Объединенные, увлеченные общей задачей дети, родители, воспитатели приложили немало усилий чтобы выступить достойно. Придумывали название, девиз, эмблему для команды. Продумывали отличия для своей формы. Проводили тренировочные забеги, осваивали комплексы упражнений, разминки. Даже пели и танцевали. Праздник прошел с большим успехом и надолго запомнился и детям, и взрослым.
Размещаемая инструктором по физической культуре информация в родительском уголке группы всегда интересна, насыщенна, разнообразна.
Результатами данного сотрудничества является живой интерес детей к здоровому образу жизни, к миру спорта, развитию двигательной и игровой активности, умению действовать в команде, сотрудничать.
В конце учебного года (апреле- месяце) мы-воспитатели, совместно с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре опять проводим психолого-педагогическую диагностику развития детей. Отмечаем результаты, изменения, которые произошли в воспитании и обучении детей. Каждый специалист заносит данные в таблицы, в соответствии со своими областями знаний. Затем воспитатели составляют сводную таблицу по результатам диагностики, где отражают общую динамику данных, планируют совместную работу со специалистами в следующем учебном году.
В заключении отметим, что только в совместной коллективной работе, при сотрудничестве воспитателей и специалистов ДОО, понимании выполняемых задач и путей их решения, грамотном профессиональном подходе каждого педагога, возможно успешное всестороннее воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практ. пособ /
Авт.- сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006
2. Качество образования, ключевая проблема развития системы дошкольного образования / Е.С. Комарова, И.Б. Едакова // Управление ДОУ. – 2005 - №1
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
4. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: ЗАО «Институт Психотерапии», 2003
5. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М.: Аркти, 2013
2021