Временные рамки: среднесрочный (3 месяца).
Тип: исследовательско-творческий.
Дата реализации: 19.09.2022.
Аудитория: 6-7 лет.
Участники: дети, коллектив педагогов, коллектив родителей.
Продукт: арт-объект на территории ДОО, выполненный из разных материалов.
Обоснование актуальности
Ребёнок – дошкольник с рождения тянется к исследованию окружающего мира.
Одной из актуальных проблем педагогики сегодня является активизация познавательных интересов детей. Задача современного ДОО – воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Грамотная организация поисково-исследовательской деятельности в ДОО означает не только поддержку имеющегося у воспитанников интереса, но и возбуждение по какой-то причине угасшего. В этом заключается залог успешного обучения в дальнейшем.
В условиях модернизации дошкольного образования деятельность педагога сводится к тому, чтобы подвести воспитанника к получению знаний, помочь раскрытию его творческого потенциала, его воображения. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность дает дошкольнику возможность напрямую удовлетворить данную ему от природы любознательность и систематизировать свои представления об окружающей действительности.
В ходе реализации настоящего проекта дети знакомятся с различными материалами, узнают их свойства, а впоследствии отражают свои знания в уникальном арт – объекте, установленном на территории ДОО.
Проблема: дети часто не обращают внимания на материалы, из которых изготовлены предметы в их ближайшем окружении, не знают их свойств.
Цель: упорядочивание представлений детей о материалах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
· активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, пробудить стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
· способствовать формированию навыка исследовательской деятельности;
· расширить и систематизировать имеющиеся представления о свойствах материалов, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения;
Развивающие:
· развивать когнитивные процессы: память, внимание, мышление, воображение;
· содействовать развитию инициативности, самостоятельности, целеустремлённости.
Воспитательные:
· воспитывать умение работать в коллективе;
· воспитывать умение следовать правилам безопасности в ходе экспериментирования.
Риски:
· отсутствие интереса к теме проекта у воспитанников;
· низкая познавательная активность воспитанников;
· безучастное отношение родителей воспитанников.
Ожидаемые результаты:
· дети овладеют навыками исследовательской деятельности (научатся самостоятельно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения проблемы, анализировать полученные результаты, делать выводы);
· удастся привлечь к деятельности малоактивных детей;
· у детей расширятся и систематизируются представления о материалах и их свойствах предметов из их ближайшего окружения;
· полученные знания дети станут применять в самостоятельной деятельности.
Этапы работы над темой
1. Подготовительный:· Постановка проблемы, обсуждение с детьми.
· Работа с информационными ресурсами.
· Постановка цели и задач проектной деятельности.
· Составление плана работы совместно с воспитанниками.
· Обогащение РППС необходимым для реализации проекта оборудованием.
2. Основной:
· Организация работы с детьми и родителями.
Блок «Работа с детьми»
Тема «Изучаем пластмассу и ее свойства»«Удивительный мир пластмассы».
Рассматривание пластмассовых изделий из ближайшего окружения.
Оформление выставки «Предметы и материалы».
Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с пластиком.
Творческая мастерская: ручной труд «Вторая жизнь пластиковой посуды».
Организация акции «Добрые крышечки».
1 месяц
Тема «Изучаем древесину и ее свойства».
«Древесина и ее свойства».
Рассматривание деревянных предметов.
Пополнение выставки деревянными изделиями.
Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с древесиной.
Дидактическая игра «Что в мешочке?».
Творческая мастерская: роспись шаблонов из дерева (игрушки).
2 месяц
Тема «Изучаем металл и его свойства».
«Сравнение свойств дерева и металла».
Рассматривание металлических предметов.
Пополнение выставки металлическими изделиями.
Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с металлом, сравнение свойств всех изученных материалов.
Творческая мастерская: ручной труд «Изготовление бус из скрепок».
Создание арт – объекта на территории ДОО с применением изученных материалов.
3 месяц
Блок «Работа с родителями»
Участие в акции по сбору пластиковых крышек.Сбор пластиковых предметов для творческих работ.
Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы».
1 месяц
Оформление информационного стенда «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».
Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы».2 месяц
Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы».
Оказание помощи в создании арт – объекта на территории ДОО.
3 месяц3. Заключительный этап:
Анализ результатов проектной деятельности.
Подведение итогов.
Презентация арт – объектам сотрудникам ДОО.
Список использованной литературы
1. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2005.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2007.