Временные рамки: среднесрочный (3 месяца). Тип: исследовательско-творческий. Дата реализации: 19.09.2022. Аудитория: 6-7 лет. Участники: дети, коллектив педагогов, коллектив родителей. Продукт: арт-объект на территории ДОО, выполненный из разных материалов. Обоснование актуальности Ребёнок – дошкольник с рождения тянется к исследованию окружающего мира. Одной из актуальных проблем педагогики сегодня является активизация познавательных интересов детей. Задача современного ДОО – воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию и саморазвитию. Грамотная организация поисково-исследовательской деятельности в ДОО означает не только поддержку имеющегося у воспитанников интереса, но и возбуждение по какой-то причине угасшего. В этом заключается залог успешного обучения в дальнейшем. В условиях модернизации дошкольного образования деятельность педагога сводится к тому, чтобы подвести воспитанника к получению знаний, помочь раскрытию его творческого потенциала, его воображения. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность дает дошкольнику возможность напрямую удовлетворить данную ему от природы любознательность и систематизировать свои представления об окружающей действительности. В ходе реализации настоящего проекта дети знакомятся с различными материалами, узнают их свойства, а впоследствии отражают свои знания в уникальном арт – объекте, установленном на территории ДОО. Проблема: дети часто не обращают внимания на материалы, из которых изготовлены предметы в их ближайшем окружении, не знают их свойств. Цель: упорядочивание представлений детей о материалах и их свойствах. Задачи: Образовательные: · активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, пробудить стремление к самостоятельному познанию и размышлению; · способствовать формированию навыка исследовательской деятельности; · расширить и систематизировать имеющиеся представления о свойствах материалов, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения; Развивающие: · развивать когнитивные процессы: память, внимание, мышление, воображение; · содействовать развитию инициативности, самостоятельности, целеустремлённости. Воспитательные: · воспитывать умение работать в коллективе; · воспитывать умение следовать правилам безопасности в ходе экспериментирования. Риски: · отсутствие интереса к теме проекта у воспитанников; · низкая познавательная активность воспитанников; · безучастное отношение родителей воспитанников. Ожидаемые результаты: · дети овладеют навыками исследовательской деятельности (научатся самостоятельно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения проблемы, анализировать полученные результаты, делать выводы); · удастся привлечь к деятельности малоактивных детей; · у детей расширятся и систематизируются представления о материалах и их свойствах предметов из их ближайшего окружения; · полученные знания дети станут применять в самостоятельной деятельности.
Этапы работы над темой
1. Подготовительный: · Постановка проблемы, обсуждение с детьми. · Работа с информационными ресурсами. · Постановка цели и задач проектной деятельности. · Составление плана работы совместно с воспитанниками. · Обогащение РППС необходимым для реализации проекта оборудованием. 2. Основной: · Организация работы с детьми и родителями.
Блок «Работа с детьми»
Тема «Изучаем пластмассу и ее свойства» «Удивительный мир пластмассы». Рассматривание пластмассовых изделий из ближайшего окружения. Оформление выставки «Предметы и материалы». Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с пластиком. Творческая мастерская: ручной труд «Вторая жизнь пластиковой посуды». Организация акции «Добрые крышечки». 1 месяц Тема «Изучаем древесину и ее свойства». «Древесина и ее свойства». Рассматривание деревянных предметов. Пополнение выставки деревянными изделиями. Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с древесиной. Дидактическая игра «Что в мешочке?». Творческая мастерская: роспись шаблонов из дерева (игрушки). 2 месяц Тема «Изучаем металл и его свойства». «Сравнение свойств дерева и металла». Рассматривание металлических предметов. Пополнение выставки металлическими изделиями. Познавательно – исследовательская деятельность: организация опытов с металлом, сравнение свойств всех изученных материалов. Творческая мастерская: ручной труд «Изготовление бус из скрепок». Создание арт – объекта на территории ДОО с применением изученных материалов. 3 месяц
Блок «Работа с родителями»
Участие в акции по сбору пластиковых крышек. Сбор пластиковых предметов для творческих работ. Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы». 1 месяц
Оформление информационного стенда «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».
Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы». 2 месяц
Помощь в оформлении выставки «Предметы и материалы».
Оказание помощи в создании арт – объекта на территории ДОО.
3 месяц 3. Заключительный этап: Анализ результатов проектной деятельности. Подведение итогов. Презентация арт – объектам сотрудникам ДОО.
Список использованной литературы 1. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2005. 2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2007.