НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гончарь М. А., Дружинина Н. И. Способы и технологии поддержки детской инициативы

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В ФГОС ДО, В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива (Советский энциклопедический словарь) - почин, первый шаг в каком - либо деле. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель интеллекта ребенка, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
К.Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку.
Е.А.Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление.
С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.
Т.И. Юстус считает, что инициатива - это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
Деятельность дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, представлена в пяти образовательных областях:
ü социально-коммуникативное развитие;
ü познавательное развитие;
ü речевое развитие;
ü художественно-эстетическое развитие;
ü физическое развитие.
Педагоги, реализуя работу по этим направлениям должны придерживаться следующих принципов:
ü стимулирование ребенка на поиск новых знаний;
ü включение ребенка в поисковую деятельность, решение проблемных ситуаций;
ü реализация творческого потенциала ребенка.
Но часто в дошкольных учреждениях детям достаются только исполнительские действия, а замысел, оценку деятельности берет на себя взрослый. Чтобы этого избежать, важно, чтоб в детском саду ребенок учился относиться к жизни активно и творчески, проявлял и воплощал свои идеи; а взрослый создал для этого благоприятные условия, используя различные способы и технологии для поддержания детской инициативы. Эффективными формами работы при этом являются:
ü познавательные занятия;
ü опытно-экспериментальная деятельность;
ü наблюдения;
ü художественно-творческая деятельность;
ü совместная практическая деятельность;
ü игровая деятельность;
ü проектная деятельность.
И педагогам, и родителям хочется, чтоб дети росли успешными, активными, самостоятельными, целеустремленными и человечными. Но ко всем этим качествам хочется добавить еще так необходимые дисциплинированность и умение ладить с другими людьми. В совокупности, мы увидим яркого лидера, успешного и любознательного уже в раннем возрасте.
Развивая ребенка, нам, взрослым, необходимо собрать в копилку знаний все способы поддержки детской инициативы - создать условия, выбрать актуальные формы работы с детьми, занять взаимовыгодную позицию педагога.
Условия, необходимые для развития инициативы детей:
1. Разнообразная по своему содержанию развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды поддерживает индивидуальные особенности и интересы детей.
3. Стиль общения воспитателей с детьми демократичный.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Какие же способы поддержки детской инициативы можно использовать в работе?
·          уважать индивидуальные интересы и привычки детей;
·          выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
·          поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
·          обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
·          положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
·          проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная, доброжелательная помощь (подсказать, направить и т. д.);
·          личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
·          отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
·          предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
·          создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
·          обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов);
·          отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
·          предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
·          не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
·          формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
·          поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
·          устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
·          проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;
·          обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
·          поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка;
·          создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
·          поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
·          привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности.
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в детском саду используются различные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности.
4. Личностно ориентированные технологии.
5. Социоигровые технологии.
Мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
LEGO - технология построена на интегративных принципах. Лего - конструрование - практическая творческая деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С ее помощью решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы.
Робототехника – творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности и образования детей.
«Кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
«Буккроссинг» - это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Можно взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
«Говорящие стены» - инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ в своеобразный живой экран.
«Волонтерское движение» - объединение активных и творческих всех участников образовательного процесса и их участие в добровольческих мероприятиях.
«Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребенка. Дети в течение одного часа свободно общаться друг с другом перемещаясь по детскому саду.
«Технология коллекционирования» - вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой. «Проблемная ситуация» - ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти.
«Квест – игра» - игра, в которой необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки.
«Синквейн» - нерифмованное стихотворение из пяти строк, в котором есть свои правила написания и нет рифмы.
«Моделирование» - в его основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом.
«Кроссенс технология» - технология развития критического мышления, ассоциативная головоломка нового поколения, кроссворд, пересечение слов.
«Буктрейлер». Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
«Сторителлинг». Технология развития речи детей.
«Бусоград». Технология развития мелкой моторики рук, навыков пространственной ориентировки, сенсорных эталонов, памяти, речи, воображения.
«Детский совет». Технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе.
«Групповой сбор» - часть ежедневного распорядка дня, проводимого в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность, делятся впечатлениями, могут спеть, поиграть, посмеяться.
«ТВИГИС». Технология творчества, игры и познавательно-исследовательская деятельности.
«Мозговой штурм». Технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
«Проект» позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
«Лэпбук». Способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
«Трудовая деятельность». Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
«Планирование самостоятельной деятельности». Во время этого процесса дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.
Самостоятельный и инициативный дошкольник, какой он?
Он умеет проявлять данные качества в деятельности. Умеет поставить цель и знает, как ее достичь. Умеет планировать свою работу от задумки до реализации цели. Он самостоятелен, проявляет ответственность. Но лишь в сотрудничестве со взрослыми ребенок может реализовать свой потенциал.
Японский педагог Макато Шичида.
Правила для поддержки самостоятельности ребенка:
-не стоит обращать внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.
- ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии;
-не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны, каждый по-своему оригинален;
-не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется;
-не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка!
-принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых - создать условия для их развития!
-не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении. Все хорошо в меру!

Литература.

1.       Авдулова Т.П.Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников// Справочник старшего воспитателя, 2014.-№8.
2.       Боклина, С. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы / С. В. Боклина, Н. А. Кудряшова, Е. В. Сапрыкина. 2017.
3.       Дьячковская В.М., Осипова О.П. Индивидуализация в детском саду// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017.
4.       Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015.
5.       Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования. 0-7 лет. ФГОС, под редакцией Шиян О.А./Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
2021