В ФГОС ДО, В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) - почин, первый шаг в каком - либо деле. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель интеллекта ребенка, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. К.Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку. Е.А.Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление. С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами. Т.И. Юстус считает, что инициатива - это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью. Деятельность дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, представлена в пяти образовательных областях: ü социально-коммуникативное развитие; ü познавательное развитие; ü речевое развитие; ü художественно-эстетическое развитие; ü физическое развитие. Педагоги, реализуя работу по этим направлениям должны придерживаться следующих принципов: ü стимулирование ребенка на поиск новых знаний; ü включение ребенка в поисковую деятельность, решение проблемных ситуаций; ü реализация творческого потенциала ребенка. Но часто в дошкольных учреждениях детям достаются только исполнительские действия, а замысел, оценку деятельности берет на себя взрослый. Чтобы этого избежать, важно, чтоб в детском саду ребенок учился относиться к жизни активно и творчески, проявлял и воплощал свои идеи; а взрослый создал для этого благоприятные условия, используя различные способы и технологии для поддержания детской инициативы. Эффективными формами работы при этом являются: ü познавательные занятия; ü опытно-экспериментальная деятельность; ü наблюдения; ü художественно-творческая деятельность; ü совместная практическая деятельность; ü игровая деятельность; ü проектная деятельность. И педагогам, и родителям хочется, чтоб дети росли успешными, активными, самостоятельными, целеустремленными и человечными. Но ко всем этим качествам хочется добавить еще так необходимые дисциплинированность и умение ладить с другими людьми. В совокупности, мы увидим яркого лидера, успешного и любознательного уже в раннем возрасте. Развивая ребенка, нам, взрослым, необходимо собрать в копилку знаний все способы поддержки детской инициативы - создать условия, выбрать актуальные формы работы с детьми, занять взаимовыгодную позицию педагога. Условия, необходимые для развития инициативы детей: 1. Разнообразная по своему содержанию развивающая предметно-пространственная среда. 2. Содержание развивающей среды поддерживает индивидуальные особенности и интересы детей. 3. Стиль общения воспитателей с детьми демократичный. 4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. 5. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д. Какие же способы поддержки детской инициативы можно использовать в работе? · уважать индивидуальные интересы и привычки детей; · выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием); · поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого); · обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка; · положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата); · проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка; косвенная, доброжелательная помощь (подсказать, направить и т. д.); · личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.); · отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.); · предложение альтернативы (другого способа, варианта действия); · создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.); · обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов); · отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; · предоставление детям возможности активно задавать вопросы; · не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; · формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; · поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; · устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми; · проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении; · обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; · поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка; · создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; · поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); · привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности. - самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; - развивающие и логические игры; - музыкальные игры и импровизации; - речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; - самостоятельная деятельность в книжном уголке; - самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; - самостоятельные опыты и эксперименты и др. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в детском саду используются различные технологии: 1. Здоровьесберегающие технологии. 2. Технологии проектной деятельности. 3. Технологии исследовательской деятельности. 4. Личностно ориентированные технологии. 5. Социоигровые технологии. Мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. LEGO - технология построена на интегративных принципах. Лего - конструрование - практическая творческая деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С ее помощью решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы. Робототехника – творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности и образования детей. «Кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений. «Буккроссинг» - это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Можно взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. «Говорящие стены» - инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ в своеобразный живой экран. «Волонтерское движение» - объединение активных и творческих всех участников образовательного процесса и их участие в добровольческих мероприятиях. «Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребенка. Дети в течение одного часа свободно общаться друг с другом перемещаясь по детскому саду. «Технология коллекционирования» - вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой. «Проблемная ситуация» - ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти. «Квест – игра» - игра, в которой необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки. «Синквейн» - нерифмованное стихотворение из пяти строк, в котором есть свои правила написания и нет рифмы. «Моделирование» - в его основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом. «Кроссенс технология» - технология развития критического мышления, ассоциативная головоломка нового поколения, кроссворд, пересечение слов. «Буктрейлер». Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге. «Сторителлинг». Технология развития речи детей. «Бусоград». Технология развития мелкой моторики рук, навыков пространственной ориентировки, сенсорных эталонов, памяти, речи, воображения. «Детский совет». Технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. «Групповой сбор» - часть ежедневного распорядка дня, проводимого в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность, делятся впечатлениями, могут спеть, поиграть, посмеяться. «ТВИГИС». Технология творчества, игры и познавательно-исследовательская деятельности. «Мозговой штурм». Технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. «Проект» позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. «Лэпбук». Способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. «Трудовая деятельность». Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда. «Планирование самостоятельной деятельности». Во время этого процесса дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься. Самостоятельный и инициативный дошкольник, какой он? Он умеет проявлять данные качества в деятельности. Умеет поставить цель и знает, как ее достичь. Умеет планировать свою работу от задумки до реализации цели. Он самостоятелен, проявляет ответственность. Но лишь в сотрудничестве со взрослыми ребенок может реализовать свой потенциал. Японский педагог Макато Шичида. Правила для поддержки самостоятельности ребенка: -не стоит обращать внимания на недостатки и слабые стороны ребенка. - ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии; -не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны, каждый по-своему оригинален; -не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется; -не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка! -принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых - создать условия для их развития! -не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении. Все хорошо в меру!
Литература.
1. Авдулова Т.П.Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников// Справочник старшего воспитателя, 2014.-№8. 2. Боклина, С. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы / С. В. Боклина, Н. А. Кудряшова, Е. В. Сапрыкина. 2017. 3. Дьячковская В.М., Осипова О.П. Индивидуализация в детском саду// Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2017. 4. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015. 5. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования. 0-7 лет. ФГОС, под редакцией Шиян О.А./Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021