Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Корнилова А.М. Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при работе с хором

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Концертмейстер — сложная, многогранная профессия, широко востребованная среди пианистов. Специализаций в данной профессии множество: концертмейстер в классе вокала; струнных, народных, духовых инструментов; в классе хореографии; концертмейстер театра и т. д. Одной из наиболее трудоемких, требующих наивысшего мастерства, является специализация «концертмейстер хора».
Почему я обратилась к этой теме? Дело в том, что я являюсь концертмейстером хорового класса 17 лет, поэтому не понаслышке знаю суть этой работы, а также понимаю важность правильно выстроенных взаимоотношений концертмейстера и дирижера в детском хоре.
Понятно, что фигура дирижера и руководителя хорового коллектива является главной и руководящей в таком механизме, как детский хор. Дирижер - это творческое лицо всего хорового коллектива, определяющее его эстетические и нравственные позиции, его репертуар и исполнительские возможности. Между тем, фигура концертмейстера также очень важна, поскольку является неотъемлемой частью занятий в любом хоровом классе. Успешная деятельность хорового коллектива во многом зависит от профессиональной грамотности концертмейстера. А от того, насколько хорошо будут выстроены взаимоотношения «дирижер - концертмейстер», будет зависеть результат их совместной работы.
Каковы же функции, выполняемые концертмейстером хорового класса? Давайте разберемся вместе. Эти функции достаточно разнообразны. Значительная часть его работы - это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т.п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не ограничиваются. Он, совместно с руководителем, участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает дирижеру в формировании репертуара, разучивании вокальных партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению.
Многогранность деятельности концертмейстера складывается из многих аспектов, как профессиональных, так творческих и психологических. Он должен обладать пианистическим мастерством, иметь музыкальную интуицию, артистизм, быть коммуникабельным и универсальным, и многое другое.
Работа в хоровом классе ставит перед концертмейстером массу задач. Концертный хор состоит из множества хористов, порой коллектив может включать в себя до полусотни участников, которые требовательно, внимательно присматриваются и прислушиваются к концертмейстеру, наряду с руководителем хора. Это накладывает некую психологическую и эмоциональную нагрузку, требует умения раскрепоститься психологически и, в тоже время, быть предельно собранным. Концертмейстер должен одновременно держать в поле зрения весь нотный материал, безупречно и свободно владеть как хоровой партитурой в целом, так и отдельными партиями и их сочетаниями, а также фортепианным сопровождением. Причём как в целом, так и по отдельным частям, что зачастую требуется в процессе разучивания произведения. Концертмейстер должен обеспечить себе комфортность в работе с нотным материалом- заминки и несвоевременность в работе ведут к расхолаживанию дисциплины и рассредоточению внимания учащихся, потере темпа урока, и в чём-то даже подрывают авторитет концертмейстера как профессионала.
Поскольку хором руководит дирижёр, перед концертмейстером встаёт задача научиться понимать дирижёра - его исполнительский замысел, понимать его мануальную технику, различать, порой еле угадываемые, дирижёрские движения и жесты. Концертмейстер должен приспособиться к творческой манере дирижёра, как в повседневно-репетиционной, так и в концертной, артистической деятельности.
Концертмейстер должен знать основные приёмы дирижирования — понятие «ауфтакт», простые и сложные дирижёрские сетки, дыхание, жест снятия звука, понятие «точка» (которая, в отличие от оркестрового дирижирования, может быть не видна у дирижёров - хоровиков, и концертмейстер интуитивно должен понимать где возникает звучание), понимать амплитудную выразительность дирижёрского жеста в динамическом контексте, различать жесты, показывающие штрихи исполнения. Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер - это единый ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.
Также бывают ситуации, когда при концертном выступлении инструмент стоит вне видимости дирижера и концертмейстеру приходится полагаться только на профессиональную чуткость, интуитивно угадывать моменты вступления, снятия, агогику, темповые изменения.
В учебно-репетиционном процессе концертмейстер и сам должен владеть навыками дирижёра - знать стилистические и жанровые особенности изучаемого репертуара, уметь грамотно работать с хоровой партитурой, самому уметь применить дирижёрский жест, например, «внимание» или «ауфтакт».
Хоровое занятие начинается с распевания, необходимого для приобретения учащимися вокально-хоровых навыков и правильной певческой позиции. От концертмейстера на этом этапе требуется — вникнуть в задачи каждой распевки, уловить нужный темп, своевременно настраивать хор на нужную тональность, уметь гармонически украсить вокальное упражнение, при этом не заглушать голоса своей игрой и не провоцировать хористов на крикливое пение. Человеческий голос самый тонкий и нежный из всех инструментов, поэтому концертмейстер должен осознавать это, динамикой своей игры аккуратно поддерживать хоровое пение. Это касается как распевок, так и исполнения музыкальных произведений.
Наряду с визуальной концентрацией внимания, концертмейстер должен обладать цепким слухом. Навык дифференциации слушания, слышания вокально-хорового звучания и собственной игры на фортепиано-очень важный показатель профессионального мастерства концертмейстера. Так же нужно владеть навыком моментального слухового гармонического анализа услышанного, чтобы уметь быстро и ненавязчиво поправить и настроить сфальшивившую партию или несколько партий, аккуратно подыграть хористам для достижения гармоничного обще-хорового или ансамблевого звучания. В произведениях с сопровождением, концертмейстер должен чувствовать и контролировать слухом баланс между хоровым звучанием и сопровождением, не заглушать хор, деликатно уходя на второй план там, где это требуется, и не прятаться и быть полноправным исполнителем, в кульминационных местах и в фортепианных проигрышах.
Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не дирижирует, а лишь слушает звук. Концертмейстерам приходится сосредотачивать всю свою чуткость, потому что дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль. Таким образом, одним из основных качеств хорошего концертмейстера является умение слушать. Ансамблевое творчество (дирижер + хор + концертмейстер) - это не просто умение играть вместе, концертмейстеру необходимо найти свое место в звучании хора, умение поддерживать партнеров, грамотно вести, направлять хоровой коллектив. Только взаимопонимание, согласие всех участников творческого процесса позволит обеспечить качественное исполнение произведения. Уже с первых нот выступления концертмейстер настраивает хор на нужный характер песни, подготавливает голосовой аппарат хористов к нужным динамическим нюансам, стилистическим особенностям исполнения. Для этого необходимо полностью вжиться в репертуар, всем своим обликом выражать то или иное настроение произведения, его эмоциональную составляющую. Концертмейстеру в своей профессиональной деятельности необходимо обладать такими качествами, как мобильность, быстрота реакции, молниеносное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда дирижер непосредственно на выступлении меняет темп, динамическую структуру произведения, или хор от волнения забывает слова, «перескакивает» через куплеты. В данной ситуации концертмейстер не имеет права растеряться, замешкаться даже на секунды; ему необходимо быстро сориентироваться, подхватить хоровой коллектив, успешно довести произведение до финала. Иногда на эстраде у хористов возникают трудности с чистотой интонирования - в этом случае с ходу приходится импровизировать, включая в аккомпанемент элементы «проблемной» партии. Немаловажное значение в организации хоровых репетиций играет создание психологически комфортного микроклимата для всех участников творческого процесса. Большую роль в этом играет дружелюбие, ровное отношение ко всем хористам, индивидуальный подход, учитывая особенности характера каждого из певцов, совместные обсуждения успехов и неудач коллектива, и, конечно же, увлеченность своей профессией и искренняя любовь к музыке.
Если говорить о концертных выступлениях, то хочется отметить следующие моменты. Конечно, как всякий музыкант-исполнитель, концертмейстер должен уметь психологически настраивать себя перед выступлением. Это известно всем. Отмечу, что в процессе выступления с хором, на пианиста ложится масса определённых задач, от него во многом зависит успешное концертное выступление. Зачастую, концерты проходят в залах, где полностью меняется акустика звучания, привычная в репетиционном процессе. Концертмейстер должен предельно сконцентрировать слух, уметь приспособиться к новой акустике и избежать каких-либо потерь в ансамблевом исполнении с дирижёром и хором.
Хоровая музыка требует для своего воплощения объединения творческой мысли нескольких исполнителей. Достижение всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Таким образом, концертмейстер в классе - это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с дирижером. Из всего вышесказанного видно, что задачи концертмейстера очень сложны и разнообразны. Концертмейстер - первый помощник педагога, друг и наставник хорового коллектива.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными – и очень теплыми, и по-деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.
И конечно, как любой музыкант и творческий человек, концертмейстер в хоровом коллективе должен постоянно совершенствоваться, развивать и оттачивать своё мастерство, вдохновляться и вдохновлять своей игрой, любить свою профессию, быть многогранным и разносторонне-образованным музыкантом и личностью.

Библиографический список

1. Мусин И. А. Язык дирижёрского жеста. – М.: Музыка, 2006г.
2. Казачков С. А. От урока к концерту. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990г.
3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996г.
2019-10-11 16:03 2019