НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Елисеева Т.А. Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника

Библиографическое описание:
Елисеева Т.А. Формирование гражданственности и патриотизма в начальной школе как основа становления личности школьника // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самое благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Как воспитать гражданина - патриота сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют каждого педагога. Я считаю, что в первую очередь необходимо разъяснить детям, что значит «любить Родину». Это значит: знакомиться с ее прошлым, жить ее настоящим, болеть и переживать о ее будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как же привить ребенку любовь к Родине? Опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Большую роль играет социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

В работе с классным коллективом особое внимание уделяется формам и методам патриотического воспитания: классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, участие в школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я выстраиваю по нескольким направлениям.

1) «Семья». В рамках данного направления мы изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»; проводим конкурсы рисунковидр.; дети собирают старые фотографии, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2) «Мир вокруг меня». Направлен на воспитание коллективизма, на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать своё мнение, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке; на привитие любви к природе и необходимости её охранять.

3) «Моя малая родина». Дети знакомятся с историей города, символикой города, с людьми, прославившими город, с музеями города, а также включает в себя изучение истории и природы родного края. Дети всегда с удовольствием посещают не только музеи города, но и школьные музеи. Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4) «Моя Родина – Россия» предусматривает темы знакомства с государственной символикой, с историей, с праздниками в стране.

5) «Я – гражданин и патриот» о знаменательных событиях истории России, её героях.

Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:

- в акциях «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Окна победы»;

- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы.

Каждый год с детьми я провожу цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны: классные часы «Блокада Ленинграда», «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве.

Каждый год 3декабря провожу с учениками внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата; 9 декабря отмечаем праздник «День Героев Отечества».

В феврале традиционно с детьми принимаем участие в «Месячнике патриотизма», Смотре строя и песни, провожу Уроки мужества, день защитника Отечества.

Не забываем и о памятных датах: День воссоединения Крыма с Россией и др. Помимо классных часов дети принимают участие в выставке рисунков «Служу России», в акции «Письмо солдату», «Праздничный конверт».

6) Литературное и художественное направление отвечает за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт постепенно, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского чтения.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений.

Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.

Свое выступление я хочу закончить такими строками:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..
2023