Информационные технологии в современном образовательном процессе

Михайлова Е.В. Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Центр стратегических  разработок (ЦСР) в апреле 2018 года представил на XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ доклад «12 решений для нового образования» – предложения  ВШЭ по образовательной реформе. Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что проблемы современного образования возможно преодолеть с помощью 12 проектов.
Одним из основных проектов, реализация которого приведет среду образования в новое качество является проект «Школа цифрового века».
«Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ). Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.
Среди этих задач:
• интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс.»
Хочу поделиться своим опытом реализации этой задачи с помощью цифровых технологий.
В практике своей работы я использую некоторые электронные приложения, которые, по моему мнению, доступны для учащихся разных возрастов и способствуют успешному усвоению учебных знаний. Познакомимся с некоторыми из них.
1.QR – код.
С помощью QR кодов мы  кодируем ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающей решить определённую задачу; размещаем такие коды на информационных, новостных стендах;
Например, перед уроком на стенде размещаю листы с qr кодами, на которых зашифрована информация: интересные факты, биографии знаменитых людей, дополнительный материал по предметам и т.д.
Используем QR-код в виде закодированного теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и заданий для квест – игры.
Хочу познакомить вас с одной из работ с данным цифровым инструментом. С учащимися 4 класса был разработан дидактический материал, способствующий формированию духовно-нравственной культуры в рамках изучения курса ОРКСЭ.
Мы с учениками работаем с QR-кодами уже 2 года, поэтому для них работа со справочником была привычной.
К составлению данного пособия привлекались ученики, изучающие различные модули курса. Каждая страница –это тематическая подборка с QR кодами, которые выводят ребят на словарики, на аудиокниги, на видео, на м/ф, литературу по теме.  
В процессе этой работы решался целый ряд учебно-воспитательных задач: создание у детей положительного настроя на занятия, вызвать у них интерес и стремление к получению новых знаний и умений, вовлечь детей в коллективную деятельность, важным моментом было создать ситуацию успеха для каждого ребенка, дать поручение каждому, учитывая способности и возможности детей.
Возможности использования QR-кодов безграничны. QR-кодом можно пользоваться везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Сотовые телефоны имеют почти все (школьники, педагоги, родители и др.), что и позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности.
2. еТреники
Одной из творческих площадок, где учитель мог бы сам создавать дидактические игры является еТреники — онлайн-конструктор учебных тренажёров.
Здесь, с по­мо­щью интернет-бра­у­зе­ра, можно создавать небольшие веб-приложения — тренажёры.
Каж­дый тре­на­жёр по­лу­ча­ет на сайте уни­каль­ный код и до­сту­пен всем же­ла­ю­щим. Вам оста­ет­ся толь­ко по­де­лить­ся ссыл­кой.
В настоящее время доступно для зарегистрированного пользователя  5 типов тренажеров.
Картофан- задача ученика- соотнести подписи из перечня с объектами на карте, отмеченными точками при конструировании тренажера.
Кокла- распределить заданный при конструировании тренажера набор слов по 2,3, или 4 категориям.
Нло- удалить «неправильные» или «лишние» объекты из группы. Количество групп не ограничено.
Криптон-«разгадать» слова, в которых перепутаны буквы.
Морфанки- выполнить морфемный разбор группы слов (разбор слов по составу), заданной при конструировании тренажера.
Сервис на русском языке, бесплатен.
3.  ClassDojo.
 В прошлом году я стала использовать онлайн-сервис ClassDojo. Есть приложение (бесплатное), которое загружается на телефон, и можно работать в любом браузере.
Приложение работает так: у каждого ученика в классе есть свой профайл с количеством очков. Очки даются за достижения (к примеру, креативность или упорство). Чем больше очков, тем выше уровень. Учитель проецирует интер-фейс прямо на доску, так что весь класс видит, как радуются их аватары. Секрет успеха ClassDojo в нескольких главных принципах. Первый — показ в режиме реального времени — сразу после того, как ученик сделал что-нибудь хорошее. Например, Сергей прочитал интересный доклад — он получает +1 за креативность и +1 за упорство. Результат такого подхода мгновенный: дети пребывают в восторге от своих профайлов, стараются заработать больше баллов.


Учитель может поощрять учеников за демонстрацию любых навыков или моральных ценностей — усердную работу, добрый поступок, помощь другим и так далее. В конце четверти подводится итог. Родители подключены к приложению, могут оставлять свои комментарии, просматривать фото, видео, которые учитель добавляет в дневник класса. Например, если мы инсценируем произведения по литературному чтению, то родители первыми видят успехи . В приложении есть портфолио на каждого ученика. Загружайте грамоты в дневник класса, а они автоматически распределятся ученику.
Вывод: Таким образом, используя возможности цифровых технологий для разнообразия учебных материалов, помощь при учебных трудностях, повышения мотивации школьников, опросе и проверке знаний происходит интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс .
4.Электронные учебники.
Я работаю по УМК « Перспективная начальная школа» с 2015 года.
На сайте издательства «Академкнига» представлена полная линейка учебников УМК.
Структура, содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника нашего УМК соответствуют друг другу. Электронная форма учебника в полном объеме располагает иллюстрациями, содержащимися в печатной форме. Электронная форма учебника содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры). Организация учебного процесса с использованием эфу наряду с традиционными подходами реализует и дополнительные. Например ,технологии смешанное обучение.
Важным для меня было и то, что учебник в электронной форме не требует постоянного подключения к сети Интернет. Учебники УМК «Перспективная начальная школа можно скачать на платформы Android, iOS и Windows, без каких либо ограничений. Все понятно и доступно.
Сразу хочу отметить огромный плюс в работе - сократилось время на подготовку к урокам. Материал подобран разнообразный.
В учебниках нашего УМК присутствуют  интерактивные элементы: словари, галерея изображений, средства контроля и самоконтроля (автоматически проверяемые задания), тесты,а так же мультимедийные элементы- аудиоприложения к словарю аудиоизложения. Музыка, видео.
Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, – один из основных источников информации для младших школьников. При этом использование электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении.
Интерактивные тренажеры дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение учебного материала занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность младших школьников на уроке. На примерах хочу рассказать и показать различные виды упражнений. При подготовке к урокам письма приходилось находить интерактивное написание той или иной буквы, вставлять в презентацию, чтобы показать на интерактивной доске. В электронных учебниках готовый результат: формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.
Издательство Академкнига предлагает электронный тренажер для подготовки к ВПР.
Подходит к любому УМК.
Имеет электронную форму (способствует дополнительному интересу учащихся, минимизирует затраты времени учителя на проверку) Ученик видит сразу свои пробелы.
Форма заданий соответствует заданиям ВПР.
Снимет «стрессовую реакцию » на определенный тип заданий ВПР, когда встретятся уже подобные, не новые задания.
Задания систематизированы ( распределены по тематическим группам) Рассмотрим пособие. Как устроен тренажер.
15 вариантов. В каждом варианте, как и в впр 10 заданий.
15 раз ребенок может потренироваться в выполнении задания.
Преимущество электронной версии - у ребенка всегда есть возможность проверить себя и исправить свои ошибки.
По результатам анализов ВПР прошлых лет выявлены низкие показатели выполнения задания 6. Наблюдение, измерение, опыт. В электронном тренажере дается возможность работы с этим заданием.
Подводя итоги, можем сказать, что электронный учебник необходим всем учащимся для любого вида учебной деятельности, т.к. облегчает понимание и запоминание изучаемого материала за счет других способов подачи материала и воздействия на все виды памяти. Дает возможность работать на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки и  интереса ученика.
Таким образом, используя возможности цифровых технологий для разнообразия учебных материалов, помощь при учебных трудностях, повышения мотивации школьников, опросе и проверке знаний происходит интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс .

Библиографический список

1.       12 решений для нового образования.М.:2018. экспертный доклад
2.       Захарова О.В. ХазароваЛ.В. Окружающий мир. 4 класс. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. [Электронный ресурс]: 2018
3.       [Электронный ресурс]URL: https://etreniki.ru/
4.       [Электронный ресурс]. URL https://www.classdojo.com/ru-ru/?redirect=true



2019