Цифровая экономика и образование

Балак Я.О. Цифровая экономика и образование

Библиографическое описание:
Балак Я.О. Цифровая экономика и образование // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

В современном мире цифровизация поглощает все сферы жизни человека, несомненно влияет и меняет систему образования, способствуя формированию человеческого потенциала, необходимого в условиях дефицита требуемых цифровых умений и навыков. Право человека на образование должно не просто гарантироваться в соответствии с законодательным актом, но и обеспечиваться с технической точки зрения. Это стало понятно, учитывая опыт длительного карантина, а также периода дистанционного обучения в связи с обостренной обстановкой в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики. Безусловно, воплотить данную идею на уровне российской действительности можно только путем активного участия органов всех уровней власти, которые в пределах своих полномочий способны создать реальные социально-экономические условия для этого. Конечно, немаловажную роль в данном вопросе играет и государственная политика в сфере образования Российской Федерации, реализацию которой невозможно в настоящее время представить без использования инструментов цифровой экономики.

Управление образованием становится все более сложным в условиях цифровой экономики. Возникает потребность в современных подходах к управлению образованием для того, чтобы соответствовать новым требованиям. Эти подходы направляются на использование технологий для создания более эффективных и действенных образовательных систем и процессов. В настоящее время в средствах массовой информации обсуждается «цифровизация образования» и подготовка кадров для цифровой экономики. Основная часть отзывов и обсуждений носят положительный характер, но, при подробном рассмотрении, оказывается, что это всего лишь ожидание от проектов и публикаций, а не реализованными результатами. Также нужно сравнить соответствие современных технологий и состояние цифровой экономики, с технологическим обеспечением образовательных организаций, которые готовят кадры для этой самой экономики.

Выделяется новый элемент – «цифровая платформа образования». Ошибочным является сравнение её с «цифровым образованием». Эта платформа облегчит и систематизирует документооборот, наладит связь для получения всех продуктов образования.

Следует выделить возможности цифровой платформы: электронный документооборот, применение искусственного интеллекта, унификация взаимодействия с получателями образовательных продуктов, унификация цифровых образовательных продуктов.

Автор Стариченко Б.Е. вывел определение: «цифровое образование – это учебная и воспитательная деятельность, основанная на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяющая существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях».

Возникает ошибочное представление, что цифровизация и информатизация образования - это понятия идентичные. В действительности следует выделить, что информатизация – это процесс, при котором создаются условия, которые удовлетворяют потребности любого человека в получении необходимой информации.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы сформулировать определение следующим образом. Цифровое образование – это образование, обеспечивающее возможности использования цифровых технологий для обучения, фиксирующих динамику изменений знаний, умений и навыков, опыта и компетенций.

Цифровая экономика выходит за рамки оцифровки и автоматизации, это новая парадигма, состоящая из множества передовых технологий и платформ для этой технологии.

Для уточнения приведем пример: переход к электронному бумажному обороту не влияет на изменение знаний, умений и навыков у выпускника, не формирует новых компетенций, а лишь упрощает и ускоряет взаимодействие с образовательным учреждением. А вот прохождение тестового задания в очках виртуальной реальности, максимально приближенного к реальному – повышает опыт выпускника. Умение создавать и печатать 3D-модели деталей и механизмов позволит минимизировать затраты производства на остановку и долговременный ремонт оборудования, что скажется на состоянии экономики в целом. Знание программирования и робототехники позволят будущим выпускникам создавать объекты, повышающие качество жизни людей. Именно такие перспективные направления хотелось бы видеть в цифровизации образования.

Кроме того, в России постепенно закладываются основы новой парадигмы образования, согласно которой людям следует научиться жизни в информационном обществе. Для этого необходимо развивать всю систему образования, регулярно использовать инновационные продукты, делать ставку на непрерывное развитие.

Подобная ситуация требует от образовательных учреждений принятия соответствующих действий, которые заключаются в поиске иных финансовых источников. В качестве таких источников выступают потребители образовательных услуг, которые готовы платить деньги за получение соответствующих знаний от квалифицированных специалистов и профессионалов. Обозначенные проблемы подтверждают необходимость совершенствования системы образования России и предполагают поиск путей их решения в ближайшем будущем.

Цифровая трансформация в регионах направлена на повышение скорости оказания образовательных услуг за счет повышения качества и эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации, ускорения процессов, отмены или сокращения части обязательных процедур и сокращения сроков прохождения отдельных процедур при переводе их в электронный вид. Подходы и принципы цифровой трансформации образовательной сферы на уровне регионов сопровождаются следующими ключевыми аспектами:

– единое цифровое пространство;

– приоритетная поддержка технологий информационного моделирования;

– контроль за расходованием бюджетных средств в сфере образования на территории регионов.

В цифровую образовательную среду входит несколько ключевых элементов: высокоскоростной интернет в школах, обеспечение их техникой, а также широкий набор сервисов, которые помогают сделать обучение интерактивным. Но эти сервисы не будут и, в целом, не должны подменять живое общение с педагогом на уроках.

Однако, здесь следует отметить, что цифровая трансформация общества идет непросто. При этом, цифровизация не может быть достигнута путем небольших изменений в онлайн-среде. Все изменения, происходящие в цифровой экономике, должны повышать качество жизни человека. Многие организации, погружаясь в воды цифровой трансформации, считают, что достаточно размещать лекционные видео в Интернете, но существует огромная разница между дистанционным обучением и по-настоящему цифровым образованием. Дистанционное обучение, как правило, является продолжением традиционного очного курса, с ключевыми видео и ресурсами, доступными в Интернете, для дополнительной гибкости системы обучения. Рассмотрев особенности становления и развития законодательных основ сферы образования в России, в таблице отражены наглядно ключевые проекты и программы в данной сфере.

Для вовлечения в цифровую среду, при рассмотрении сферы образования, необходимо использовать все средства современной цифровой среды – это геймификация и использование виртуальной реальности VR в образовании, для этого, конечно же, необходимо достаточное финансирование и инвестиции в организации высшего и среднего образования.

На основе всего вышесказанного можно определить плюсы и минусы цифровизации образования:

Плюсы:

• Расширение доступа к образованию. Цифровизация образования открыла возможности для тех, кто обычно не может посещать традиционные занятия из-за географических, финансовых или других ограничений.

• Повышение вовлеченности учащихся. Цифровое обучение более интерактивно и увлекательно, чем традиционные методы обучения. Студенты могут взаимодействовать друг с другом и со своими учителями в режиме реального времени, что помогает им сосредоточиться на изучаемом материале.

• Упрощенный доступ к ресурсам. Благодаря цифровизации образования учащиеся могут легко находить в Интернете ресурсы, необходимые им для учебы. Это облегчает им поиск тем и быстрое получение необходимой информации.

Библиографический список

1. Алиева Э.Ф., Алексеева А.С., Ванданова Э.Л., Карташова Е.В., Резапкина Г.В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 54–61. URL: https://edpolicy.ru/digital-retraining.

2. Хрусталева Н.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 2-2. – С. 303-309. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2729.
2023-12-12 16:11 2023