Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Казанцева О. Ю. Использование приёмов театрализации на уроках музыки и во внеурочной деятельности как средство развития музыкальных способностей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Аннотация: В статье рассмотрено несколько направлений по развитию творческих способностей школьников через использование приёмов театрализации на уроке музыки и во внеурочной деятельности. Материал содержит описание опыта работы учителя музыки.
Ключевые слова: импровизация, инсценирование, драматизация, театрально - игровая технология.
Ребенок познает мир, говорящий языком красок, звуков, запахов и других качеств, объединённых в единое целое. В начальной школе закладываются основы духовного воспитания, культуры и музыки, которая среди занятий эстетического цикла занимает особое место. Именно на уроках музыки ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. [2] Учитывая индивидуальные музыкальные и художественные способности детей, учителю важно включать каждого в творческий процесс, создавать оптимальные условия для его разностороннего развития. По словам Л.С. Выготского: «Наиболее синтетической формой художественной деятельности является игра-драматизация или театральная постановка» [1]. Почему именно занятия театром так важны для ребёнка? И понятно почему: театральная драма, основанная на действии, совершаемая самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с личным переживанием. С одной стороны - всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в образы и действия, а с другой – драматизация связана с игрой, которая является жизненной школой ребенка. В.А.Сухомлинский писал " Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."
Введение элементов театрализации в урок музыки наиболее эффективно в начальном звене. В этом возрасте детям присущи талантливость, творческий интерес, непосредственность, эмоциональная отзывчивость на происходящие действия, потому что в данное время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. [3] Главная цель использования игр-драматизаций на уроке музыки - развитие музыкального мышления школьников, усвоение новых знаний о музыке, раскрытие сущности музыкального образа. В построении урока есть возможность двигаться, играть, сочинять и импровизировать. Незаменимой методикой на моих уроках являются упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, при помощи которой ребята в процессе игрового действия подготавливают органы дыхания к предстоящему исполнению песен ( «Насос», «Свечка» и др.).[5] В.В. Емельяновым разработана целая система работы с детьми младшего школьного возраста: артикуляционная гимнастика («поднять вверх губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки»), игры-упражнения для развития артикуляции («Обезьянки», «Ночной лес» и др.), фонопедические упражнения для правильного звукопроизношения («Бегемот», «Тонкий – толстый голос» и др.).[4] На уроках музыки я так же использую импровизации - речевые, ритмические, инструментальные, пластические, изобразительные и вокальные, которые являются подготовительным этапом для развития театрально - творческих способностей детей. По мнению Д. Б. Кабалевского, «занятия импровизацией на уроках музыки решают две взаимосвязанные друг с другом задачи: первая - выработка интонационного и ладового слуха, вторая - развитие творческой фантазии ребёнка».[6]
Пластические импровизации подразумевают придумывание и воплощение музыкального образа через мимику, жесты, движения. Часто использую следующие виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах (песня « Весёлый музыкант» - скрипка, балалайка, барабан; «Былина о Добрыне Никитиче» - «гусли» и др.), «пластическое интонирование» - передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения. Дети способны легко перевоплощаться, передавать характер героев музыкальных и художественных произведений. Как в волшебной сказке превращаются в «живого образа» любого персонажа.
Одним из используемых видов импровизации является детский музыкальный оркестр, когда восприятие музыки происходит через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Особенно нравится ребятам использовать в оркестре из шумовых инструментов различные эффекты: шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание баночек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, колокольчику и т.д. Для вокальных импровизаций детям предлагаю русские народные песни: «Во поле березка стояла», «Ходила младешенька», «Я с комариком плясала» и др., в которых есть музыкально – театральный сюжет и развитие.
Приведу пример фрагмента игры “Весенние голоса”, в которую включены вокальная, ритмическая и пластическая импровизации. Я говорю текст, а ребята сами придумывают и изображают разные звуки, которые можно услышать весной. «Выбрались из - под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре), и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет). Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур). И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух). Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)».
Очень занимательным приёмом драматизации на уроке является сюжетно-ролевая игра, которая заключается в разыгрывании песен («Играем в дирижёра», « Почему медведь зимой спит», « Чижик -пыжик и Зойка» и др.)
Основой духовного воспитания на уроках музыки служит театрализация - это коллективное творчество, и поэтому в нем, как нигде, важно взаимопонимание, умение слышать друг друга. «Театральную постановку надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим ее процессом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры и только потом, одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых» (Л.С. Выготский).[1]
Постановки сказок, мюзиклов, музыкально-фольклорных инсценировок очень часто выходят за рамки урока, так как требуют большой и основательной подготовки. В нашей школе на протяжении 9 лет «живёт» замечательный проект «Дети детям». Показано большое количество музыкальных спектаклей («Новогодние приключения Маши и Вити», «Выходи скорей на старт», «Турагенство Бабы-Яги», «Репка» и др.), Костюмы и декорации к сказкам изготовляем совместно с детьми, учителями и родителями. Героями сказок являются учащиеся начальных классов и среднего звена школы. Мои ребята с большим удовольствием и желанием принимают активное участие в конкурсах инсценированной песни, во всех школьных и внеклассных мероприятиях. Актёрская деятельность позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков. Происходит отождествление ребёнка со своим героем, в результате чего проявляются положительные качества личности, исчезают негативные проявления, такие как агрессивность, замкнутость, завышенная или заниженная самооценка. Ребенок имеет возможность как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевает реальные проблемы своего поведения и общения.[3]
Использование театральных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности создают благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, активизируют самостоятельную деятельность, умение работать в группах и в классе в целом, вселяют уверенность в своих способностях и повышают результативность освоения учебного материала. Учителю важно, как режиссёру – постановщику музыкально – творческого процесса, научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа.
Список литературы:
1.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001 – 126с.
2.        Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формиро­вании и реализации замысла школьного урока: М.,1993 – 14с.
3.        Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. М. ВЛАДОС, 2004 – 54с.
4.        Емельянов В.В. Развитие голоса. СПБ «Лань». 2010 – 32 с.
5.        Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Изд. Метафора.2010 – 25 с.
6.        Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. — 224 с.



2022