НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вострякова Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в статье 48 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.
Проблеме познавательного интереса, понятию, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева,Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, Д.Годовиковой и др. Т.И. Шамова считает, что познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы также привлекала внимание исследователей: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др. С. С. Калугина, Ю. Н. Панихина и др. считают, что познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным миром Земли возможно лишь при использовании разнообразных форм и активных методов, предполагающих освоение принятых детской субкультурой способов познания мира, такие формы как: занятия, экскурсии, кружковая деятельность, совместная деятельность со взрослыми (воспитателем и родителями), самостоятельная деятельность.
Занятия - основная форма организации детей при ознакомлении их с природой, где они не только получают новые сведения, но и закрепляют уже имеющийся запас. Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длиться довольно долго, проживая его дети накапливают определенный опыт повседневной деятельности: наблюдают явления происходящие в живой и неживой природе, жизни людей. Большое значение имеют занятиям по ознакомлению с видами животных, растений, условиями их жизни, обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдение.
Организуя работу с детьми по формированию познавательного интереса используются наблюдения для чувственного познания природы, обеспечивающего непосредственный контакт с природой, живыми объектами окружающей среды. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
Продолжая знакомить детей с многообразием природного мира систематически организовываются экскурсии, целевые прогулки, главная задача которых состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Дети в естественной обстановке наблюдают явления природы, сезонные изменения, видят, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Широко используются экологические праздники и развлечения. Они оказывают сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. У детей развивается гуманные чувства: переживание, сочувствие, желание помочь героям или решить возникающую проблемную ситуацию.
Одной из форм работы по данной теме является организация кружка «Мир вокруг нас» с детьми, проявившими особый интерес к данной теме. Комплекс занятий, игровых и проблемных ситуаций кружка построен в соответствии с единой сюжетной линией, что повышает заинтересованность детей, способствует формированию и развитию познавательной и творческой активности.
В работе активно используются проблемные ситуации, чтобы всегда складывалась обстановка «потребности в познании». Она ставит ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и активное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи.
Использование в работе электронных средств обучения (мультимедийного проектора, доски Тайнч Пайнт) незаменимо при формировании представлений детей и развитию интереса о природном мире. Так, применение на занятиях познавательных видеосюжетов из жизни животных, видеоэкскурсий в удаленные уголки нашей планеты, фрагментов из популярных детских телепередач, образовательных мультфильмов способствуют более эффективному освоению воспитанниками новой информации.
Рассказ воспитателя и детей, чтение природоведческой литературы, беседы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщении их. Диалог позволяет наращивать и корректировать конкретные представления о природе и деятельности людей в ней, развивать речь детей, делиться информацией, побуждать к дальнейшему изучению мира и решению проблемных ситуаций. Беседа помогает формировать понимание связей в природе, у дошкольников происходит осознание ее закономерностей, что помогает в формировании желания у детей узнавать более подробно о явлениях и объектах. Этому способствуют и речевые игры: «Цепочка слов» (звери Африки или Севера и т.п.), «Угадай по описанию», «Я начну, а ты закончи», «Хорошо — плохо», «Скажи наоборот» и другие. Они также являются эффективным средством пополнения словарного запаса, закрепления лексических тем, развития связной речи, памяти и внимания, что важно для обмена информацией между детьми. Они являются стимулом дальнейшего познания объекта.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, большая роль отводится игровым ситуациям, различным видам игр. Они помогают приводить в систему полученные знания, упражнять в применении полученных знаний, активно проявлять себя. Дидактические игры, игры-имитации, игры -импровизации, игры- головоломки, музыкальные игры, игровые ситуации («Кругосветное путешествие», «В гости к пингвинам», «Экскурсия в зоопарк» и т.д.), сюрпризные моменты (появление персонажа инопланетянина Космика, который принимает самое активное участие в жизни группы, дети с большим интересом рассказывают ему о нашей планете), ролевые и подвижные игры поддерживают интерес детей к деятельности, создают ситуацию успеха, интеллектуального взаимодействия, вызывают положительные эмоции, развивают самостоятельность и инициативность.
Метод моделирования - позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Схемы, модели в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Огромный интерес у детей вызывает практическая деятельность. Опыты природоведческого содержания помогают уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между явлениями природы, приводить в систему полученные знания, подвести к пониманию природных закономерностей, активно проявлять себя.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Коллекционирование использовалось не просто как сбор предметов, объединенных определенной тематикой, а как экспериментально-поисковую деятельность, включающую рассматривание и анализ предметов, чтение познавательной и художественной литературы о предметах коллекций.
Метод экологического проектирования. Реализация проектов помогает получить ответы на интересующие вопросы, выявить противоречия в процессе интересной, иногда длительной, но всегда практической работы, прийти к реальному результату. Нами были реализованы проекты «Есть ли жизнь в Антарктиде», «Кто как дышит», «Носы и носики» и другие.
Для организации образовательной деятельности с детьми по формированию познавательного интереса в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, наглядный, демонстрационный, а также «лабораторный» материал для проведения простейших опытов. В группе оборудован уголок «Мир вокруг нас»: иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, разнообразные альбомы и папки, в которых содержится занимательный материал для дошкольников, модели, дневники наблюдений, экологические сказки, придуманные детьми, дидактические игры, макеты пустыни, джунглей, саванны, Антарктиды, подводного мира, дидактические игровые пособия, направленные на формирование представлений детей о природном многообразии Земли, создана картотека развивающих игр, приобрели географические пособия: глобус, крупномасштабные карты мира, России. Создали мини-библиотеку с разнообразными красочными книгами – энциклопедиями, журналами «Юный натуралист», «Свирель» и др., детской художественной и познавательной литературой о природе. Для развития и поддержания познавательного интереса к экспериментальной деятельности в группе создана «Мини-лаборатория Почемучек». Материал, находящийся в лаборатории распределяется по разделам: «Волшебница-вода», «Невидимка воздух», «Свет и цвет», «Песок и глина», «Удивительный магнит». Здесь дети с большим интересом познают свойства воды, песка, воздуха, различных материалов. В работе используются весы, песочные часы, лупы, колбы, воздушные змеи и т. д. В каждом разделе находятся правила работы с материалом, а также разработанные совместно с детьми условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Лаборатория оснащена схемами, моделями, алгоритмами опытов, журналом для зарисовки опытов, а также дидактическими играми: «Что? Откуда? Почему?», «Почемучка» и др. На полках размещены коллекции «Подземные богатства» (полезные ископаемые), «Тайны леса» (дары природы), «Знакомые незнакомцы» (насекомые). Оформлены гербарии: «Семена и плоды», «Осенние листья». Природный материал лаборатории (шишки, каштаны, желуди, яичная скорлупа и т. п.) нередко используется на занятиях по математике и изодеятельности.
Важным аспектом в работе по ознакомлению дошкольников с многообразием природного мира и развитию у них познавательного интереса является взаимодействие с родителями. В работе и ними использовались как традиционные формы работы - родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные - деловые игры, дискуссии, круглый стол. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие интересы и знания есть у детей, поделиться успехами, обсудить проблемы и перспективы совместной деятельности.
Данные формы и методы работы позволили обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным: в окружающем мире, мире предметов, вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать: в повседневной жизни, в различных видах деятельности. В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
2019