Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта программы2. Пояснительная записка
- актуальность программы
- цель и задачи программы
3. Основные направления воспитательной работы
4. Основные принципы организации отдыха детей
5. Условия реализации программы
6. Ожидаемые результаты
7. Содержание программы
Информационная карта программы
1
Полное название программыПрограмма пришкольного лагеря с дневным пребыванием в период летних каникул «Вологодская область – душа Русского Севера»
2
Цель программы- создать благоприятные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований;
- укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей;
- организация занятости детей в каникулярный период.
3
Направление деятельностиДанная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря. Основные направления: интеллектуальное, патриотическое, художественно-творческое, досуговое, физкультурно-оздоровительное.
4
Краткое содержание программыВ течение 14 дней дети совершать под руководством воспитателей путешествие по Вологодской области. Каждый день – новые города, памятные места Вологодчины. Дети познакомятся с традициями и бытом жителей различных районов области, фольклором, искусством, народными играми. Маршрут путешествия: Вологда ® Череповец® Белозерск ® Кириллов ® Тотьма ®Великий Устюг и т.д..
5
Авторы программыУчитель начальной школы: Котова Н.Г.
6
Муниципальное образовательное учреждение, реализующее данную программуМуниципальное образовательное учреждение «Гулинская основная школа» Белозерского района Вологодской области
7
Адрес, телефон161212 Вологодская область, Белозерский район, Д. Никоновская, Школьный переулок,д.7
8
Место реализацииПришкольный лагерь с дневным пребыванием в период летних каникул
9
Количество, возраст учащихсяУчащиеся с 7 до 14 лет, 29 человек
10
Сроки проведения, количество смен04. 06. 2018 – 24. 06. 2018 (14 дней), 1 смена
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вот и настало время летних каникул. И у родителей возникает вопрос: куда пристроить ребенка на время каникул? Чем полезным и интересным занять ребенка и украсить его досуг? Вопрос решается просто, если у родителей есть время, транспорт (чтобы вывести ребенка в город или областной центр и обеспечить культурно-развлекательную программу) и деньги. Что делать если родители не обладают такими возможностями? Тогда решению этой проблемы поможет пришкольный лагерь с дневным пребыванием на период летних каникул. В первую очередь в лагерь принимаются дети из семей находящихся в сложных экономических и социальных условиях. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска».Для того чтобы отдых сделать полноценным была создана данная программа, реализующаяся в период летних каникул (14 дней) для группы разновозрастный детей.
Актуальность программы
Воспитательная работа в каникулы является неотъемлемой частью воспитательной работы школы. Отличительные особенности такой работы в формах организации деятельности учителя и учащихся и методах совместной работы. Пришкольный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. В настоящее время большое внимание в воспитательной работе уделяется таким направлениям, как здоровый образ жизни, толерантность, гражданственность и патриотизм, умение быстро ориентироваться в меняющихся современных условиях и применять полученные знания на практике. Для реализации и полного охвата данных направлений, в течение 14 дней дети будут совершать под руководством воспитателей путешествие по Вологодской области. Каждый день – новые города, памятные места Вологодчины. Дети познакомятся с традициями и бытом жителей различных районов области, фольклором, искусством, народными играми. Выбор именно такой формы в работе лагеря не случаен.Вологодская область первая на Северо-Западе обзавелась собственным брендом и претендует на право называться душой Русского Севера.
Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов. Кто мы? Где наши духовные основы? На чем стоит Вологодская земля? Что же такое настоящая русская душа?
. Географически наша область – это север России. Кроме того, исторически сложилось так, что ранее и сегодня мы находимся на первом месте среди других регионов страны по доле русского населения. Таким образом, Вологодская область – регион с сохраненной русской идентичностью и культурными традициями, православная территория.
Концепция образа Вологодской области опирается на глубинные народные исторические традиции. Для современной России это редкий случай. Мы привыкли считать, что все лучшее находится за границей, но это не так.
«Душа Русского Севера – девиз не только для того, чтобы его печатать на ручках и блокнотах. Это главная духовная скрепляющая мысль, которая у каждого из нас должна вызвать гордость и близость со своими городами и селами. Это задача для всех органов власти, для каждого департамента, органов местного самоуправления, общественности, бизнес-сообщества. Только совместными действиями исторические и культурные ценности нашего региона могут стать доступны и понятны каждому жителю Вологодской области и приезжающему к нам гостю». Кувшинников О.А.
Бренд «Вологодская область - душа Русского Севера» – это основная объединяющая идея, которая у каждого жителя должна вызвать гордость за свою малую Родину, служить сплочению жителей области, способствовать росту патриотизма. Бренд несет в себе глубинные духовные идеалы и православное культурное наследие, отражает национальный характер северного региона, способствует единению вологжан.
Легенда Вологодской области рассказывает о глубинном смысле визуального знака,
подчеркивает его историко - культурное содержание и следование православным традициям.
«К недоброму человеку и голубь не летит» (русская поговорка)
Птицы всегда занимали особое место у славян. Образ птицы часто встречается на одежде, предметах быта и украшениях. Начиная с глубокой древности, он был талисманом и распространенным персонажем у славян. В образе Сказочной Птицы, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. В христианстве голубь олицетворяет мир, любовь, невинность. Славяне относили голубя к чистым птицам, считая ее святой и божьей птицей. Именно голубь олицетворяет душу человека. В христианстве в виде голубя Святой Дух сошел с небес во время крещения Иисуса и именно голубь возвестил Ноя о конце потопа.
Поэтому голубь - любимая Богом птица.
Маршрут путешествия: Вологда ® Череповец® Белозерск ® Кириллов ® Тотьма ®Великий Устюг – Шексна – Сизьма – Семёнково – Вытегра и далее…
Такая форма повысит интерес и желание учащихся, несмотря на каникулы, посещать школу и плодотворно с интересом заниматься на мероприятиях, творческих мастерских.
Таким образом, цель воспитательной работы лагеря:
- создание благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований;
- укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей;
- организация занятости детей в каникулярный период.
Задачи:
- организовать интересный, полноценный отдых детей;
- создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
- формировать культурное поведение, чувства сплоченности и коллективизма;
- формировать нравственные качества учащихся, творческую и социальную активности;
- создать условия для освоения детьми духовных, культурных и нравственных ценностей, воспитания и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря.
Основные направления воспитательной работы
Направление
Задачи
Основные формы работы
Интеллектуальное
- развитие интеллектуальных способностей детей;
- удовлетворение потребности ребёнка в реализации своих знаний и умений.
- интеллектуальное мероприятие «Мы отправляемся в …»;
- викторины;
- интеллектуальные игры («Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.п.)
Патриотическое
- воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края;
- от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- подвижные народные игры;
- день путешествия по России;
- мероприятия, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить своё место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество» и «Семья»
- история праздника 12 июня
Художественно-творческое
- приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт;
- формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд;
- развитие творческих способностей детей.
- изобразительная деятельность (оформление отрядного уголка);
- творческие конкурсы;
- игровые творческие программы;
- участие в мастер-классе «Час творчества»;
- выставки рисунков и работ детей.
Досуговое
- вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;
- организовать деятельность творческих мастерских
- мероприятия различной направленности;
- игры;
- проведение конкурсов, ток-шоу;
- тематические сборы и линейки.
Физкультурно-оздоровительное
- вовлечение детей в различные формы физкультурно- оздоровительной работы;
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья.
- утренняя зарядка;
- разучивание игр народов мира;
- спортивные игры на площадке;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- эстафеты, спортивные мероприятия;
- беседы, лекции «Моё здоровье»;
-мероприятия по ПДД (викторины, Безопасное колесо) и др.;
- мероприятия по антитеррору.
Основные принципы организации отдыха детей
1. Личностный подход в воспитании:- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- изучение и освоение культуры народа;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды пришкольного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Условия реализации программы
1. Материально-технические условия предусматривают:а) финансирование за счёт средств областного, местного бюджета, родительской платы;
б) игровая с набором настольных игр, столовая, спортивный зал.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отряда;
- обслуживающий персонал – повар, технический работник, завхоз.
3. Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в обще лагерных мероприятиях;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала работы лагеря.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:ü Расширение кругозора учащихся о Вологодской области, традициях населения различных районов, быте, играх, культуре;
ü отдых, труд и рациональное использование каникулярного времени всех воспитанников лагеря;
ü укрепление физических и психологических сил детей, развитие творческих способностей, детской самостоятельности;
ü развитие коммуникативных способностей и толерантности;
ü повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
ü личностный рост участников лагеря.
Содержание программы
Содержание программы соответствует цели и задачам, которые реализуются в течение дня согласно выбранным направлениям.Каждый день работа строится согласно следующей циклограмме:
1. Мероприятие интеллектуальной направленности «Мы отправляемся в…» (рассказать огороде, который посетим в течение дня, используя любые методы и формы);
2. Мероприятия спортивной направленности (спортивные игры наших предков, прогулки на свежем воздухе и т.п.)
3. Мероприятия творческой направленности (час творчества: виды искусств для данной территории, характерные ремесла, чтение художественной литературы или просмотр видео авторов и т.п.)
Кроме данных направлений, ведется работа согласно распорядку дня (утренняя зарядка, организация дежурства по столовой и классной комнате, настольные игры и игры на сплочение коллектива).
Календарный план работы пришкольного лагеря в летние каникулы
Дата
Мероприятия
4 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы лагеря, плана мероприятий.
Распределение по звеньям. Оформление уголка.
История создание бренда «Вологодчина — душа Русского Севера», вологодские бренды. Герб, флаг Вологодской области. Географическое положение.
Просмотр мультфильма про Вологодскую область.
Беседа по ПДД «Ты — пешеход», «Безопасный путь домой».
Просмотр видео по антитеррору.
Разучивание песни про Вологду.
Оформление продукта - подготовка карты: контуры Вологодской области.
5 -минутка по ПДД
5 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Вологда — кружевная столица Русского Севера»
- вологодское кружево,
-вологодское масло,
- легенда о белоризцах,
- Кремлёвская площадь,
- Софийский собор,
-вологодский говор, памятник букве «О»,
-Семёнково,
-Спасо — Прилуцкий монастырь,
Показ презентаций
Беседа по пожарной безопасности
Конкурс рисунков по ПДД
Разучивание песни про Вологду
Оформление продукта - прикрепление контуров Вологодского района на карту и рисунков об основных достопримечательностях Вологды
5 -минутка по ПДД
6 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Белозерск — былинный город»
- князья, (Куликовская битва)
- древнее Белоозеро,
- белозерские купцы,
-храмы Белозерья.
Кирилло- Белозерский монастырь. Фильм (видео)
Разучивание стихов,песни про Белозерск.
Пушкинский день России.
Просмотр видео по антитеррору. Беседа.
Оформление продукта - прикрепление контуров Белозерского района на карту и рисунков об основных достопримечательностях города
5 -минутка по ПДД
7 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Кириллов -святая Земля»
- Кирилло — Белозерский монастырь, виртуальная экскурсия
Керамика, изразцы кирилловских мастеров
Ферапонтово
— фрески Дионисия,
Просмотр видео
Безопасное колесо
Разучивание стихов, песен о Кириллове
Оформление продукта - прикрепление контуров Белозерского района на карту и рисунков об основных достопримечательностях города
5 -минутка по ПДД
8 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Великий Устюг — вотчина Деда Мороза»
- тропа Сказок,
резиденция Деда Мороза,
- почта Деда Мороза,
- Зимний сад, зоосад,
- Школа Волшебства Деда Мороза,
- Дом новогодней моды,
- музеи.
Виртуальная экскурсия.
Землепроходцы. Видео (презентация)
Северная чернь
Просмотр видеороликов о работе пожарных
Разучивание стихов, песен и стихов о Великом Устюге
Оформление продукта - прикрепление контуров Великоустюгского района на карту и рисунков об основных достопримечательностях города и резиденции Деда Мороза
5 -минутка по ПДД
9 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Тотьма — соль земли русской», «Устюжна — город кузнецов»
- землепроходцы,
- Русская Америка,
- Иван Кусков,
- Музей мореходов,
- школа путешественников Фёдора Конюхова,
- храмы
Просмотр видео.
Устюжна
- землепроходцы,
- дом — музей Батюшковых и А.И. Куприна;
«Ревизор»
Беседа «Ты - пассажир»
Разучивание стихов, песен и стихов о Тотьме и Устюжне
Оформление продукта - прикрепление контуров Тотемского и Устюженского района на карту и рисунков об основных достопримечательностях городов
5 -минутка по ПДД
13 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Череповец — горячее сердце Русского Севера», Шексна, Сизьма, Стризнево
- промышленность,
музеи,
- усадьбы,
- аквапарк «Радужный».
- Парк динозавров
Разучивание стихов, песен и стихов о Череповце
Пожарная полоса препятствий
Оформление продукта - прикрепление контуров Череповецкого, Шекснинского районов на карту и рисунков об основных достопримечательностях города и районов
5-минутка по ПДД
14 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
«Белозерье — край родимый»
- история в названиях улиц,
- памятники,
- знаменитые люди Белозерья.
Просмотр видео, презентаций.
Белозерские сказки. Инсценирование.
Как вести себя при обнаружении подозрительных предметов
Футбол
Оформление продукта — оформление рисунков об основных достопримечательностях города
5-минутка по ПДД
15 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
Районы области:
- Усть – Кубинский:
- Спас Каменный.
- лодки.
Бабаевский:
- вепсы,
- железнодорожный узел,
- санаторий.
Грязовецкий:
- Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь,
- усадьба Брянчаниновых.
Бабушкинский:
- Леденьга,
- соляные промыслы.
Верховажский:
- дендропарк Иллариона Ивановича Дудорова,
- Коровин, Иван Иванович — известный русский мореход XVIII века.
Харовский:
- харовская роспись,
- родина В.И. Белова.
Междуреченский:
- ландшафтный заказник «Ихалицкий»,
- памятник природы «Заросли дуба» (урочище Дубня в устье реки Вологды),
- памятник природы «Парк в селе Святогорье»,
- «Дъяконовская поляна».
Игра «Знай правила движения, как таблицу умножения»
Знаменитые люди Вологодской земли:
- музыканты,
- художники,
- военные,
- космонавты,
- поэты и писатели
- спортсмены.
Соревнования по пионерболу.
Оформление продукта - прикрепление контуров районов на карту и рисунков об основных достопримечательностях районов.
5-минутка по ПДД
18 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня.
Тарнога- столица мёда.
Просмотр видео.
Кичменгский городок.
Памятники природы:
- национальный парк «Русский Север»,
- 3 «горы»: Маура, Ципина, Сандырева,
- Даниловский парк (А.И. Куприн) и т.д.
- Опоки.
Просмотр мультфильмов по пожарной безопасности.
Гинесс–шоу.
Шашечный турнир.
Оформление продукта - прикрепление контуров районов на карту и рисунков об основных достопримечательностях районов.
5-минутка по ПДД
19 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня:
Животный и растительный мир Вологодской области:
- заповедники,
- заказники,
- Красная книга.
Спортивный аукцион.
Викторина по ПДД
Концерт «Созвездие талантов»
Оформление продукта – рисунки и сообщения о растениях и животных Красной книги Вологодской области.
5-минутка по ПДД
20 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня:
Вытегра – порт 5 морей:
- Онежское озеро,
- Атлека (водораздел 3 океанов),
- г. Андома.
- водопад Падун,
- исчезающие озёра,
- музей подводной лодки,
- корабелы Прионежья,
- база МЧС,
- Волго–Балт.
Липин Бор – царство Золотой рыбки.
Беседа «Ты один дома» ( ситуации)
Мистер лагерь (программа для мальчиков)
Оформление продукта - прикрепление контуров района на карту и рисунков об основных достопримечательностях района.
5 -минутка по ПДД
21 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня:
Знаменитые люди Белозерска:
- С.С. Орлов,
- А.М.Никандров,
- И.П. Малозёмов,
- А. Шадринов,
- братья Шамарины.
Просмотр видеороликов по ПДД
Мисс лагеря (конкурс для девочек)
Уборка у памятника неизвестному солдату.
Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки.
Оформление продукта -фотогалерея.
5 -минутка по ПДД
22 июня
Зарядка.Линейка. Объявление темы дня:
День памяти и скорби.
- возложение цветов к памятнику неизвестному солдату,
- стихи о Победе,
- военные песни.
Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир!»
Подведение итогов лагеря.
Награждение всех участников призами.
Закрытие лагеря.
Беседа по ПДД на летних каникулах, правилах безопасности на воде.
Список рекомендуемой литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
5. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
6. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
7. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
8. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2009 г.
9. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2011 г.
10. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2009 г.
11.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.
12. Интернет - ресурсы