Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Черноморцева М. А. Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.
Образовательное учреждение - социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко она создает для них психологические трудности.
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач образования. Известно, что эффективность обучения во многом зависит от состояния здоровья обучающихся. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.
Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным курсам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% детей имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников считаются практически здоровыми.
Ежегодно при первоначальной постановке на воинский учет обучающиеся - юноши нашего техникума проходят медицинское освидетельствование и результаты его такие:
Год
Всего
Годен А
Годен с ограничением Б (Особ. Войска)
Ограниченно годен В (запас)
Временно не годен Г (отсрочка на 6, 12 месяцев)
2017
20 человек

12

5


3

2018
19 человек

12

4

1

2

2019
11 человек

8

6

2

4

2020
26 человек

11

7

3

5


Проблема сохранения здоровья детей - одна из определяющих и в нашем техникуме. Решить ее в какой-то мере поможет использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
Не обучающиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач техникума является создание комфортной экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвитии и творческой реализации подростков.
В решении этой задачи помогает внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке ОБЖ.
Основой здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ является соблюдение следующих принципов:
- учет состояния здоровья обучающегося и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
Педагог никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.
Важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Образовательная деятельность требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и преподаватель планирует переходить к следующему.
Если психомоторно раскрепостить обучающихся за счет внедрения в урок двигательной компоненты, то это приведет к снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1)       Физкультминутка:
Предлагаю выполнить упражнения для глаз, чтобы снять напряжение и усталость (Обучающиеся выполняют упражнение с закрытыми глазами, придвинувшись к спинкам стульев, опустив руки вниз.)
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
2)       Физкультминутка:
От того, как быстро исполняются солдатами команды командира, зависит обороноспособность нашего государства. Предлагаю проверить, годитесь ли вы к службе в ракетных войсках. В роли офицера – я, вы - солдаты – ракетчики.
Группа, у рабочих мест в шеренгу становись! На - право, на - лево, кругом! На месте шагом марш! Взводам занять рабочие места.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что преподаватель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья, а вырабатывают нормы здорового образа жизни.


2020