НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Старцева Е. В., Селенкова А. А., Носкова Е. В. Использование конструктора «ТИКО» в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


В современной действительности наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Уже в возрасте пяти лет ребёнок способен овладевать такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и логическое соотнесение. Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления в дошкольном возрасте, труднее будут даваться учёба, решение задач, чтение и письмо. Поэтому важно уже в дошкольном возрасте продиагностировать возможности логического мышления ребёнка. Для этого могут использоваться следующие игровые приёмы: четвертый лишний, найди недостающий предмет, сравнение по величине, форме и цвету. Но поскольку педагоги должны выстраивать свою деятельность в форме игры на помощь им приходит ТИКО – конструктор.
ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения и игры, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Существуют следующие наборы конструкторов «ТИКО»: «Малыш», «Архимед», «Геометрия», «Фантазёр», «Класс», «Шары», «Школьник», «Эрудит», «Платоновы тела», «Грамматика», «Азбука», «Английский язык», «Арифметика».
Детали ТИКО-конструктора имеют 2 стороны: одна – шершавая, другая – гладкая. Соединяют детали шершавой стороной наружу, гладкой – внутрь, располагая их под углом примерно 60 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО-деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, надавливаем и «шарнирный замочек» защёлкивается. В результате становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство и обратно.
Можно использовать различные способы конструирования:
– по образцу;
– по модели;
– по условиям;
– по темам;
– по замыслу;
– по чертежам и схемам.
Таким образом можно сконструировать бесконечное множество фигур: от дорожки до машины, шкафа, самолёта, пингвина, осьминога и т.д.
В ДОУ данный конструктор может использоваться в коллективной, образовательной, проектной, игровой и свободной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО, коррекционная работа с дошкольниками, в том числе имеющими нарушения речи, должна учитывать особенности их развития и особые образовательные потребности. Исследования доказывают, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи детей, в том числе и у дошкольников с речевыми нарушениями.
Использование конструктора «ТИКО» в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, обеспечивает основательное изучение практической фонетики, способствующее успешному усвоению основ изучения грамоты и русского языка в начальной школе.
Работая с данным конструктором дети в совместной деятельности с педагогом или самостоятельно создают модели (схематичные обозначения) звуков, букв, слогов, слов и их звуковых схем, с лёгкостью оперируя ими. Используя детали ТИКО-конструктора, дошкольники обозначают звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков» – ТИКО-квадратов), что помогает им быстро овладеть умением последовательного выполнения звукового анализа слов: распознавать звуки речи, выделять их из состава слова, давать им характеристику, определять последовательность и местоположение звуков в слове, отражая результаты анализа в звуковой схеме-модели. Для запоминания букв русского алфавита используется приём их моделирования по схемам.
В конце обучения звуковому анализу дети знакомятся со слогом, как минимальной произносительной единицей. Физическое соединение (сцепление) букв в слоги облегчает слитное чтение слогов и слов.
Затем дошкольники знакомятся с такими понятиями, как «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»; конструируют слова, цепочки слов, словосочетания и предложения из букв, используя квадраты со знаками препинания (?!,.). В процессе чтения дети выражают эмоциональное состояние, заложенное в содержании предложения.
Также дети закрепляют знания о геометрических фигурах, формах и цифрах, основательно изучают фонетику, знакомятся с буквами. Активизируется развитие левого и правого полушария головного мозга за счет управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объемных фигур. Развивается мелкая моторика. Кроме того, активизируется и расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи на материале различных лексических тем.
Стоит отметить, что использование данного конструктора способствует развитию умения конструировать в соответствии с технологическими картами, находить нужные по форме, величине и цвету фигуры, определять необходимое количество деталей, способности работать по словесной инструкции, закреплять пространственные представления с помощью понятий «вправо - влево», «вверх - вниз»; составлять объемные и плоскостные фигуры, предметы окружающего мира, сказочных персонажей.
С психологической точки зрения, конструктор «ТИКО» является прекрасным средством для интеллектуального развития детей дошкольников, способствующим общению и взаимодействию ребёнка со взрослым, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также навыков конструкторской и проектной деятельности, что даёт возможность созидать свой собственный мир.
Также использование данного конструктора способствует развитию умения конструировать в соответствии с технологическими картами, находить нужные по форме, величине и цвету фигуры, определять необходимое количество деталей, способности работать по словесной инструкции, закреплять пространственные представления с помощью понятий «вправо - влево», «вверх - вниз»; составлять объемные и плоскостные фигуры, предметы окружающего мира, сказочных персонажей.
В процессе дидактических игр с конструктором «ТИКО», в специально организованных игровых ситуациях у дошкольников формируются умения ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве, соотносить расположение предметов в пространстве, выполнять задания педагога по инструкции, предъявляемой в устной форсе и содержащей пространственные характеристики.
Кроме того, использование конструктора в игровой форме с дошкольниками, имеющими нарушения речи, позволяет мотивировать их деятельность, создавая для ребёнка ситуацию успеха, и способствует повышению познавательного интереса, что отражает возрастной и мотивационный аспекты коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.
Таким образом, использование конструктора «ТИКО» в практике дошкольных образовательных учреждений способствует поддержанию инициативы и самостоятельности детей; формированию познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности; предоставляет детям возможность выбора материалов, видов и участников деятельности. А также позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, и способствует повышению эффективности коррекционной работы.

Библиографический список

1. Александрова Е.В. Технология «ТИКО-моделирование» как ключ к успеху в дошкольном возрасте // Образовательный альманах, 2019. № 5 (19). С. 5-6
2. Карпова Н.М., Логинова И.В., Андреева С.А., Николаева Т.Н., Кириллова М.Н. Работаем с развивающими конструкторами ТИКО // Детский сад. ВСЁ для воспитателя! 2013. № 2 (14). С. 15-17.
3. Котова Е.В. Памятка «Методы и приемы с ТИКО конструктором» [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/pamiatka-metody-i-priemy-s-tiko-konstruktorom.html (дата обращения: 10.06.2020)
4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Программа дополнительного образования детей «ТИКО-конструирование» // Детский сад от А до Я, 2011. № 4. 52 с.
5. ТИКО в помощь учителям! [Электронный ресурс]. URL: http://www.tico-rantis.ru/ (дата обращения: 09.06.2020)
2020