НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Нигаматова А.Ю. Чеснок и лук — зеленый друг

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид деятельности: - творческо-исследовательский;
- информационный.
Продолжительность: краткосрочный (март, апрель).
Участники проекта: дети 2 младшей группы, их родители и воспитатели.
Возраст детей: 3-4 года.
Объект исследования: репчатый лук и чеснок.
Место проведения: группа детского сада, МБДОУ ЦРР д/с «Золотая рыбка»
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности для выращивания лука и чеснока на перо в комнатных условиях, узнать о их пользе; раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей и их родителей в практическую деятельность по реализации проекта.
Задачи проекта:
·          закрепление представлений о луке и чесноке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку, его свойствах;
·          формирование представления об основных условиях, которые необходимы для роста лука и чеснока (вода, земля, свет, тепло).
·          выработка навыков посадки лука, чеснока на землю и в стакан с водой;
·          выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами и дольками чеснока во время его роста;
·          получить положительные эмоции от полученных результатов.
·          создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
·          воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Актуальность: Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук и чеснок полезны, их надо есть, чтобы не болеть. А то, что зеленый луки чеснок можно вырастить на подоконнике при соблюдении условий роста растений практически никто не знал. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука и чеснока на подоконнике и разработали данный проект.
Проблема проекта: Можно ли вырастить зелёный лук и чеснок на подоконнике?
Ожидаемые результаты:
- объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике, при этом дети должны:
* получить представления как сажают лук, как ухаживать за ним;
* знать пользу лука;
* знать поговорки, пословицы, загадки про лук;
* знать где и в каких целях можно использовать лук.
Образовательная область: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция с образовательными областями: познание, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка, социализация.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методы: наглядный, словесный, игровой, экпериментально-исследовательский, творческий.
Формы организации детей: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Этапы проекта

Название этапа

Содержание работы

Сроки

Ответственные

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й


Разработка модели (схемы) по выращиванию лука.
Подбор научной и художественной литературы о свойствах и пользе лука.
Подбор наглядного материала, дидактических игр, иллюстраций, раскрасок и трафаретов для рисования.
Подготовить землю, ёмкость с водой, луковички и дольки со стаканчиками для посадки, лейку.
Подбор загадок, пословиц, поговорок, рассказов и сказок, пальчиковой гимнастики о луке, чесноке и овощах.

1-2 неделя марта

Воспитатели, родители


О

С

Н

О

В

Н

О

Й


Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»
Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «Расскажи по схеме» (работа с мнемотаблицей).
Чтение сказки «Лук – зелёный друг».
Продуктивная деятельность: аппликация «Лук от семи недуг», лепка «Лук и его друг Чеснок», «Овощи – друзья лука», раскрашивание раскраски «Друзья лука».
Загадки, поговорки, пословицы про овощи.
Репетиции представления «Овощи – друзья лука».
Исследование репчатого лука по опорной таблице «Расскажи-ка».
Исследование и наблюдение роста лука (по схеме):
Опыт №1: Посадка лука, чеснока в землю;
Опыт №2: Посадка лука, чеснока в воду;
Опыт №3: Наблюдение и сравнение двух опытов.
Подготовка атрибутов для театрализованного представления «Овощи – друзья лука».
Учить роли для инсценировки сказки.
Консультация для родителей «Лук от семи недуг».
Придумать сказку или рассказ «Путешествие моего лука».
1-2 неделя апреля

3-4 неделя марта

Воспитатели,
родители, дети.

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

Выращенный лук и чеснок использовать в еде.
Оформление альбома и инсценировка сказки «Овощи - друзья лука».
Создание книжки – малышки «Лук».
Оформление книги – наблюдения за прорастанием лука и чеснока в воде, на земле.
Фотовыставка нашего исследования.
Вторая половина апреля
Воспитатели, родители, дети.
Мероприятия работы с детьми:
1. Раскрашивание «Овощи».
2. Лепка «Чеснок», «Овощи».
3. Аппликация «Лук - зеленый друг».
4. Беседа о полезных свойствах чеснока и лука.
5. Д/игра «Отгадай овощ или фрукт», «Светофор здоровья», «Где спрятались витамины?», «Витамины с грядки лучше для ребяток», «Какие овощи полезны нашему организму».
7. Выступление детей второй младшей группы с театрализованным представлением перед детьми параллельных и младших групп.
Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов).
1. Отгадывание загадок.
2. Заучивание пословиц о луке и чесноке.
3.Заучивание стихотворения Е. Жуковская
«Ох, уж этот злющий лук!»
4. Создание мини-книжки «Лук и его друг» своими руками и «Полезные овощи для ребят».
5. Создание журнала наблюдений за прорастанием овса, лука, чеснока.
Работа над двигательной и речевой активностью детей.
1. Игра-эстафета «Собираем урожай» (эстафета), «У медведя во бору».
2. С/р. игра Магазин «Овощи и фрукты», «Поваренок», «Овощное кафе».
Оздоровительная работа.
1. Ароматерапия лука и чеснока.
2. Пальчиковая гимнастика «Салат».
В руки овощи берем, овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, чеснок.
Покрошили на тарелку,
Посолили, поперчили,
Маслом сбрызнули чуток.
Вот салат тебе, дружок!
В уголке природы:
Труд:
- посадка лука в воду;
-посадка лука и чеснока на стрелки.
Наблюдение:
- за всходами лука, овса, чеснока;
-прорастанием лука, чеснока.
Формы работы с родителями:
-Папка-передвижка «Здоровое питание».
-Консультация "Лук от семи недуг".
-Подготовка презентации детей «Витамины – наши друзья».
-Посещение выставки творческой деятельности детей.
Итог проекта: Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука в воде и почве. Узнали где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость.
- более 81 % семей стали активными участниками проекта;
- собраны и систематизированы печатные материалы по тематике проекта;
- 100% детей стали участниками творческих выставок, поделок и рисунков;
- 9 детей, выступали в мини-спектакле.
- повысилась компетентность педагогов и родителей о пользе витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО». Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.
2. Веракса Н. Е., Рачкова Е. В., Веракса А. Н. Методические рекомендации по использованию организационных форм взаимодействия педагогов, родителей и детей, направленных на поддержку детской инициативы: проектная деятельность.//2007. М.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.// Творческий центр «Сфера».2006.М.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.// Авт.- сост.6 Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Т. С, Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4-е изд., исп. и доп. – М.6АРКТИ, 2006.
5. Интернет ресурсы: www.yandex, www.googl.

nigamatova.a@mail.ru,

89825171367

2018