Пирожок Е.В. Понятие и причины возникновения буллинга, кибербуллинга и хейзинга и меры борьбы с этими явлениями
Библиографическое описание: Пирожок Е.В. Понятие и причины возникновения буллинга, кибербуллинга и хейзинга и меры борьбы с этими явлениями // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка закреплено право всех детей на защиту от любой формы нанесения вреда и жестокого обращения, а государствам предписывается обязанность обеспечить создание систем по предупреждению, выявлению, сообщению, передаче на рассмотрение и расследованию случаев, а также лечению и принятию последующих мер в отношении пострадавших детей. Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач социальной политики для любого государства. Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупреждено. Однако дети во всем мире сталкиваются с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных организациях – как со стороны других учащихся, так и стороны родителей, и учителей [1].
По данным зарубежных и отечественных психологов буллинг – явление, достаточно распространенное в современной школе. По статистике раз в неделю и чаще подвергаются издевательствам со стороны одноклассников до 10% детей, время от времени до 55%, примерно 16% девочек и 18% мальчиков 3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. 7% девочек и 12% мальчиков являются инициаторами травли, т.е. буллерами.
Как это не странно, но в русском языке нет синонимов слову «буллинг». Данный термин предполагает сознательный террор, направленный против ребенка со стороны одного или нескольких детей из его окружения. Само английское слово bullying, от bully означает «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник», т.е. это моральные или физические издевательства, которым может подвергнуться любой ребенок.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство, тем, что школа – это место, где дети могут выплеснуть весь накопившийся домашний негатив на беззащитных детей, которые не смогут за себя постоять и ответить обидчику.
Говоря о видах проявления буллинга хочется отметить, что если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (шлепки, подзатылники, толкание, пинки, порча и отнятие вещей и пр.), то девочки используют приемами психологического, эмоционального буллинга (изоляция, распространение слухов, насмешки, присвоение кличек, замечания и необъективные оценки и пр.).
Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Развитие информационно коммуникационных технологий привело к появлению новейшего «достижение» в этой области – так называемого кибербуллинга, т.е. агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. т.е. буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.
Еще одной разновидностью насилия является хейзинг. Хейзинг (англ. hazing) – неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Хочется отметить, что хейзинг более характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных) учреждений. Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина», однако иногда встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Например, новичков, одноклассники или учащиеся, более старших классов (курсов) заставляют выполнять унижающие достоинство различные действия – публично пройтись раздетым или вымыть пол в туалете зубной щеткой [4].
Булли (обидчиком) могут быть как мальчики, так и девочки. Буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто существует как элемент школьной жизни, а поводом может послужить все что угодно. Следовательно, пострадать от буллинга может любой ученик. Объектом буллинга выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Жертвами школьного буллинга чаще всего становятся дети, которые имеют:
– физические недостатки;
– особенности поведения;
– особенности внешности;
– плохие социальные навыки;
– страх перед школой;
– низкий интеллект и трудности в обучении;
– болезни;
– домашние дети.
Параллельно встает вопрос о том, кто может стать буллером. Акты насилия, могут совершать дети, которые:
– воспитывались родителями-одиночками;
– дети из конфликтных семей;
– дети из властных и авторитарных семей;
– дети с низкой успеваемостью;
– семьи с генетической предрасположенностью насилию и пр.
Есть и еще одна отрицательная сторона в данном противостоянии – влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, а являются зрителями, свидетелями насилия. К таким детям относится основная масса школьного коллектива, а, следовательно, и они нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Это необходимо потому, что буллинг заразителен и
– появляется необходимость выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми;
– зритель не чувствует личную ответственность, он просто делает как все;
– притупляются чувства сострадания.
Вопрос борьбы с буллингом довольно сложный, т.к. диагностика явления затруднена. Одно дело, когда ситуация закончилась побоями (в качестве доказательства их можно представить в детской комнате милиции), и совсем другое дело, если травля происходит по интернету или в разговорах.
В последнем случае требуется очное разбирательство в присутствии родителей обидчика и жертвы, педагогов, психологов. Если факт буллинга будет признан большинством, в том числе специалистами, необходима срочная профилактика в группе.
Работа должна проводиться педагогами, психологами, иногда требуется вмешательство других специалистов, в частности медиков. Буллинг – проблема не одного человека, а группы. Если ребенок стал жертвой, ни в коем случае нельзя обвинять в этом его. Виновата группа, а не отдельный человек.
Ситуация ухудшается еще и тем, что родители и педагоги сами потакают агрессорам. Если в семье родители страдают нарциссизмом, считают себя успешными и лучшими во всем, или занимаются рукоприкладством, их стиль поведения будет копировать ребенок.
Наоборот, чересчур интеллигентные родители, которые не умеют за себя постоять, не стремятся решать конфликты, а предпочитают их обходить стороной, потенциально воспитывают жертву.
Масла в огонь подливают и педагоги, выделяя в классе лучших учеников или показывая мимикой, поведением, что какой-то ребенок их не устраивает. Так потенциально детская группа делится на агрессоров и жертв.
В последнее время популярность набирает технология канистерапия как средство профилактики буллинга. Это психотерапия, где лечение проводят собаки под руководством тренеров. Чтобы заслужить уважение животного, человек должен уважать себя и других, но при этом не ощущать себя жертвой.
Общаясь с собаками, дети учатся равноправию и признанию прав других людей. Методика уже получила негласное признание, хотя официально как метод психотерапии в России пока не утверждена [2].
Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия.
Главная профилактическая мера буллинга в школе – это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.
Наиболее удачное время для профилактики насилия – младшая школа. Задача – научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным [3].
Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Буллинг может происходить в любом классе. Поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации. Этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.
Библиографический список
1. Предотвращение насилия в учреждениях образования – Л.А.Глазырина, М.А.Костенко; под ред. Т.А.Епояна. – М, 2015/, разработанное при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве. 2. http://ekran-stroka.ru/roscherk-08/11619-chto-eto-takoe-bylling-i-mobbing-v-shkole. 3. https://tutknow.ru/psihologia/5646-kak-borotsya-s-bullingom-v-shkole.html. 4. http://eduinspector.ru/2016/12/29/mobbing-bulling-hejzing-chem-oni-opasny-dlya-shkolnikov/.