Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ястребова Е.Л. Разная семейная среда - разные показатели образования детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

Хочу вынести на обсуждение вопрос о системе образования на сегодняшний день, с теми проблемами, с какими столкнулась я, педагог начального школьного образования. На моей практике 3 выпуска и в данный момент я снова буду учить первоклашек. Кстати, хочу отметить как набирается класс, многие родители уже знают к какому учителю отдадут своего ребенка, ходили на подготовительные занятия, узнают, какой тип преподавания благоприятен для ребенка, по отзывам родителей. Много причин по которым родитель отдает именно к данному учителю своего ребенка в первый класс.   Второй типаж родителей, «малоактивные» мало интересуются к кому и куда их чадо определить. На мой взгляд образование сейчас так и строится: активные родители, условно так будем их называть- заинтересованные в знаниях своих детей, «малоактивные»- постольку- поскольку. Первая категория родителей – самодостаточный, уровень жизни –высокий, имеют свое жилье, хороший доход, занимаются детьми, имея свободное время. Вторая категория- достаточного дохода не имеет, либо ипотека, либо съемное жилье, обычно семьи неполные, заниматься достойно детьми не имеют ни времени, ни возможностей. Но что хочется отметить, даже многодетные семьи самодостаточные, прикладывая усилия к контролю за обучением своего чада, заинтересованные в уровне образования своих детей, приносят замечательные результаты.
Третья категория детей-обучающиеся, переходящие из школы в школу, из класса в класс, обычно сложно адаптируются к новым условиям школьной жизни, что негативным образом влияет на обучение ребенка.
Разберем причины неуспевающих учеников конкретнее. Я преподаю в данный момент в школе Краснодарского края города Сочи. Раньше, до приезда в южный город, я жила и преподавала в городе Пенза. И начинала свою педагогическую деятельность там же в городе Пенза с помощника воспитателя, далее получив диплом о высшем образовании, квалификация психолог, работала воспитателем в детском саду, далее педагогическое подразделение в лучшем по России санатории Пензенской области «Нива». Здесь хочу немного поподробнее остановиться, так как опыт преподавания и воспитания детей был очень примечательным.
Наблюдаем такую картину, дети, попадающие в санаторий, либо дети врачей или состоятельных родителей, которым путевки доставались либо бесплатно, либо родители имели возможность их купить, другие дети сироты, из неблагополучных семей, им путевки предоставляло государство. Дети талантливые, желающие активно отдыхать, любознательные- угадайте, из какой категории? Верно –дети, состоятельных родителей, читающие, с ними интересно работать, рассуждать, спорить, дети талантливые, любознательные, думающие.
Вторая категория детей – уже озлобленна на мир, интересов мало, агрессивность повышена, дети, никому не нужные, брошенные. Как их жалко, но помочь много ты не в силах. Перевернуть их серый взгляд на мир –это очень трудоемко, процесс долговременный, где-то требующий квалифицированных педагогов- психологов. Вот и получается, за короткий промежуток времени ты стараешься навести свои порядки в их озлобленных душах, чтобы не курили, не озоровали. Хороших примеров достойной жизни взрослых у этих детей было мало, они не понимают, как правильно жить, что такое дружба, коллектив, сплоченность, здоровый образ жизни, взаимовыручка, любовь. И ты как самец- вожак в стае зверей, их жестко направляешь.
 Был такой эпизод. Как-то уже к вечеру ребята, мальчики 12-15 лет сидели по палатам, лил дождь, ребятам было скучно, и я предложила сходить поиграть в спортзал. Дети согласились. Играли в мячи: волейбольные, футбольные. И что было? Они с остервенением лупили мячами в стены так, что я думала сейчас в стене образуется дырка. Сколько злости, обиды и многого негатива на свою жизнь в данный момент они выплескивали из себя. Я старалась быть с ними строгой, требовательной, но в то же время справедливой, подарить частичку гармонии, душевного баланса. Хотя, опять же, все из семьи, много негативного посеяно их родителями и многое уже не исправишь в их душах.
А одному мальчику его неблагополучное поведение вывело меня на взрослый разговор. Я сказала ему честно глядя в глаза: «С тобой я увижусь еще несколько дней и распрощаюсь, желая донести до тебя проблему твоего поведения и не наблюдая ни ответной реакции, ни задумчивости в твоих глазах, жалею, что не достучалась. К сожалению, за свои подленькие поступки ты отвечать будешь во взрослой жизни сам. И не всегда тебе будут попадаться такие терпеливые люди как я. Пока ты этого не понимаешь, я желаю тебе взросления и ответственности за свои действия, ведь ты разумный человек.»
Налицо категория успешных родителе и их успешных детей. Проблема «брошенных детей» актуальна.
Следующий этап моей педагогической деятельности, подтверждающий проблему педагогической запущенности детей.
Меня пригласили преподавать в новую инновационную школу среднего образования Пензенской области село Засечное, во вновь сформированный 3 класс. Здесь картина такова: кто-то шел в новую оборудованную техникой школу по последнему слову, кто-то убегал от неуспешного образования со своей школы, от плохих учителей. Класс разделился ровно на отличников и двоечников, хорошистов было мало. Картина ясна, вам надеюсь. Мне повезло, я сотрудничала с учителем русского языка и литературы, имеющем звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Чинчик Лидия Николаевна естественно имела отличника внука, который учился у меня. Очень мне нравилось слушать ее, чему-то учиться, как учителю, глотала все ее советы, наставления. Частым гостем была она у нас с беседами, внеклассными уроками, по различным темам. С Артемом было легко во всех отношениях, где дети решить не смогут, там подскажет, направит Артем, внук Лидии Николаевны. Успешная семья, успешный ребенок.
Родители, которые считали, что убегают от двоек их детей, перебегая из школы в другую школу, естественно не понимали, что бегут от своих проблем. Здесь огромная работа педагога расположить к себе родителя, развернуть к школе лицом, систематизировать образ жизни, образ занятий с ребенком, общения родителя с ним.
Переехав из Пензенской области в Краснодарский край проблема успешного обучения ребенка и педагогической запущенности еще резче проявилась. Климат северный располагает к обучению, так как при жаре головной мозг менее работоспособен, люди становятся рассеянными, менее сосредоточенными, научно доказанный факт. Из этого следует, учиться возле моря и при климатических условиях субтропиков уже проблематично.
И еще один пример недопонимания педагога и родителей. Мальчик перешел ко мне в марте второго класса неуспевающий: писал медленно, считал примеры медленно, задачки не решал. Естественно у мамы виноваты учителя, так как ребенок сменил уже третью!!! школу за второй год обучения. На все мои рекомендации мама не реагировала, на собрания не приходила, по плану помощи обучающемуся для преодоления сложностей в процессе обучения не действовала. Конечно и мама в этой ситуации озлобленна, приняла позицию агрессивную, внутреннее состояние мамы тревожное. И как вы уже могли догадаться семья проживает на съемной квартире, работает только папа, семья имеет двух сыновей, образование среднее. Конечно в системе с дефектологом, психологом мы начали работу с семьей. Надеюсь к новому учебному году ребенок будет более мотивирован на успешное обучение мной и родителями, если конечно родители поймут, что обучение ребенка процесс системный, обязательный. Процесс, когда родители и учитель идут рука об руку друг с другом, чтобы обучающемуся было легко и успешно обучаться.
 Может быть для кого-то тема статьи не новая: образование детей напрямую зависит от родительской среды. Думаю, своими живыми примерами я еще раз подчеркнула эту наболевшую тему. И конечно хочется пожелать педагогам быть успешными самим, терпения и интересной работы со сложными родителями, и побольше успешных учеников.

Список используемой литературы:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Владимир Яковлев и писательница Марина Собе-Панек в своей книге «Уход за мозгом»

3. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии», Нина Джексон

4. «В класс пришел приемный ребенок», Людмила Петрановская

2022