НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шевцова А. О. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников


Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Современному обществу необходимы активно развивающиеся, духовно богатые и творческие личности. Формирование важнейших социальных и духовных качеств личности ребёнка не может осуществляться без взаимодействия семьи и образовательной организации, значительных результатов в воспитании можно достигнуть лишь в едином воспитательно-образовательном пространстве «семья – образовательная организация». Институт семьи, как система, очень традиционен в вопросах воспитания, что проявляется в отсутствии гибкости, консерватизме, преемственности представлений, образцов и ориентиров. В сегодняшних реалиях, когда происходят изменения во всех сферах общественной жизни, семья должна пересмотреть свою функциональную стратегию. На фоне перестройки своей воспитательной среды, возможны следующие кризисные явления и проблемы:
1. увеличение количества детей с отклонениями в развитии эмоционально-волевой и нравственной сфер, что связано с трудностями внутрисемейных отношений между родителями и детьми:
2. проблемы в овладении нравственными образцами у детей дошкольного возраста, отсутствие навыков согласования своего поведения с системой общественных нравственных правил и ориентиров у детей среднего школьного возраста, почитание силы, жестокости и превосходство материальных ценностей;
3. неразвитость чувства ответственности, инфантильность;
4. приоритетность компаний сверстников относительно времяпровождению с семьей вследствие отсутствия взаимопонимания и духовной близости между родителями и детьми.
Данные нарушения в системе семейных отношений влекут за собой конфликты, притеснения и угрозу безопасного развития детей. Это может проявляться по-разному: суицид, уход из дома, зависимости, вступление в секты и асоциальные объединения, жестокое поведение. Все вышеуказанные негативные социальные явления зачастую возникают вследствие нарушенной системы семейных отношений. Повысить родительскую ответственность за воспитание детей возможно при условии разноплановой психологической и педагогической подготовки семьи к качественному выполнению своих воспитательных функций. Следует проводить регулярную работу над повышением педагогической компетентности родителей, используя различные формы взаимодействия.
Можно выявить основные задачи родительского образования ДОО:
1. формировать у родителей понимание сущности семейного воспитания и воспитания в дошкольной организации как социального, психологического и педагогического явления;
2. способствовать формированию представлений о воспитательном процессе как о едином и целостном феномене в семье и дошкольной организации;
3. сформировать представление об этапах развития личности ребёнка, способствовать пониманию законов развития, применять знание законов этого развития в семейном воспитании;
4. содействовать освоению родителями навыков анализа мотивов детских поступков, на основе знаний о процессе формирования и развития эмоционально-волевой сферы ребёнка;
5. выделить основные принципы взаимодействия между детьми и родителями, семьёй и воспитателями, воспитателями и детьми.
Педагогическая подготовленность родителей – основной компонент их педагогической культуры, который определяется суммой психолого-педагогических и правовых знаний и навыками, выработанными в процессе воспитания. Под педагогической культурой родителей следует понимать их достаточную подготовленность, развитие личностных качеств, отражающих степень их зрелости в качестве воспитателей и проявляющихся в процессе воспитания детей.
Семья и дошкольная организация – это два важнейших социальных института для развития личности ребёнка, необходимо их тесное взаимодействие и сотрудничество. Основополагающими принципами взаимодействия семьи и ДОО являются: партнёрство родителей и педагогического коллектива в воспитании детей; единое понимание педагогами, родителями целей и задач воспитания; доверительное отношение родителей и педагогов к детям; доверительность между педагогами и родителями; использование воспитательного потенциала педагогического коллектива и семьи в совместной работе; регулярное планирование и анализ взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Таким образом, можно выделить следующие задачи, поставленные перед ДОО во взаимодействии с семьями воспитанников:
1. изучение интересов, мнений и запросов родителей;
2. изучение семейного опыта воспитания детей;
3. создание условий для саморазвития и самореализации родителей в качестве воспитателей;
4. изучение опыта работы других дошкольных организаций для построения модели взаимодействия с семьями воспитанников;
5. привлечение родителей к активному участию в работе ДОО;
6. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Во взаимодействии с родителями и повышении их педагогической компетентности большое значение отводится нетрадиционным формам взаимодействия, основанным на принципах диалога, открытости, партнёрства и отказа от критики. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй основаны на интерактивности и применяются, чтобы дать родителям возможность стать непассивными исследователями собственного родительского поведения, узнать иное видение привычных способов взаимодействия с ребёнком, обменяться опытом семейного воспитания. Преимуществом является то, что с родителями устанавливаются неформальные контакты, развиваются партнёрские отношения. Решаются и проигрываются различные проблемные ситуации семейного воспитания, в ходе диалога моделируются способы родительского поведения.
Досуговые формы взаимодействия (совместные праздники, досуги и акции) помогают установить не только неформальные отношения между участниками образовательного процесса, но и более тёплые, доверительные отношения родителей и детей.
Познавательные формы взаимодействия знакомят родителей с особенностями возрастного и психологического развития личности ребёнка, эффективными методиками воспитания, формируют у родителей практические навыки. Как правило, это коллективная форма организации – собрания, групповые консультации, конференции, круглые столы, тренинги.
Благодаря наглядно-информационным формам взаимодействия родители узнают об условиях и методах воспитания детей в дошкольной организации, особенностях ее функционирования. Это особенно важно сегодня, так как обеспечение информационной открытости деятельности дошкольной организации – один из принципов ФГОС. Наглядно-информационные формы взаимодействия позволяют родителям объективно увидеть и оценить работу дошкольной организации, деятельность педагогов, перенять опыт в условия семейного воспитания. Особенность в том, что передача информации осуществляется не вербально, а посредством информационных средств – газет, выставок, стендов, буклетов, сайтов или социальных сетей.
Формы взаимодействия с родителями должны базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей развития личности детей, кроме того, они должны быть вариативны, а предлагаемый для изучения материал доступен для родительского восприятия и понимания.
О высоком уровне организации работы с семьями воспитанников можно судить по следующим критериям:
· отсутствие формализма в организации работы с родителями;
· изучение социального профиля семей и активное использование данных в работе;
· учёт интересов и потребностей семьи при планировании работы;
· эффективное использование разнообразных форм работы с родителями, в том числе и нетрадиционных;
· активная методическая работа, направленная на повышение компетенций педагогов дошкольной организации в области взаимодействия с семьями воспитанников;
· стремление к диалогу и открытости при организации работы;
· выявление, обобщение и распространение успешного опыта взаимодействия;
Таким образом, значимость семейного воспитания на формирование личностных качеств ребёнка определяет важность взаимодействия родителей и ДОО. Именно возникновение деструктивных отношений с родными влияет на становление взаимоотношений с социальным окружением.  Предотвратить асоциальные проявления в поведении детей возможно через своевременное осознание родителями своих педагогических ошибок и воспитательных стереотипов. Для этого необходимо проводить работу по всесторонней психолого-педагогической подготовке семьи и повышения уровня педагогической компетентности родителей, используя для этого разнообразные формы взаимодействия.
Список используемой литературы:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьёй // Управление ДОУ. – 2016. - № 4. – С. 66-70
2. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия // Дет. сад. Управление. – 2013. - № 2. – С. 5-6
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. 150 с.


2022