НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Мухтарова И. А. Каждый урок для учителя – это игра

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Введение

В 21 веке человечество вступило в новую информационную индустрию. Современный человек, идя в ногу со временем, уже не может обойтись без новой достоверной информации, полученной из социальных сетей.
В новую эпоху вступили все социальные институты, коммерческие компании, фирмы и бюджетные организации. Один из социальных институтов – это современная образовательная система, которую нельзя представить без информационных технологии. Если еще 20 лет назад педагогам нельзя было представить без мела, тряпки и доски, то современного педагога 21 века невозможно представить без информационных индустрии и новинок техники.
Новое время диктует необходимость разработать новые методы и новые формы обучения, применить новое материально – техническое оснащения урока. Одна из новых форм обучения – урок –конференция. Эта форма урока помогает усовершенствовать и облегчить труд педагога, дать учащимся как больше новой, современной, систематизированной информации. Уроки – конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем.
Главное их назначение – обобщить материал, углубить знания, учащихся по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различия в суждениях и мнениях, учащихся по изучаемым темам и служат основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению, и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков – конференций. Они учат обучающихся сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. У учащихся развиваются умения контролировать свои действия, решать проблемную ситуации.
При выборе темы урока – конференции необходимо руководствоваться следующими тенденциями:
- Выявление и решение задачи или проблемы в научной отрасли;
- Инновационные разработки и методика, в какой-либо отрасли;
- Посвящение урока какому – то праздничному событию, знаменательной дате;
- Посвящение исследованиям, в какой-либо конкретной отрасли науки.
Уроки – конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой тему курса.
Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и позволяет им приобретать умения самостоятельно добывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.

Планирование урока - конференции

Успех любого мероприятия во многом зависит от процесса планирования. Поэтому, прежде чем проводить урок –конференцию, необходимо составить план работы. В плане выделяют три главных части: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части учитель определяет тему и цели конференции. Они должны быть актуальны для учащихся, в дальнейшем назначается дата и место проведения. Тема урока может быть выбрана по конкретному предмету, а может быть бинарной, то есть содержать в себе суть несколько предметов, схожих по направлению. Цели должны содержать в себе суть программы. Конференция может быть посвященная любой деятельности учащихся. Эту форму можно проводить индивидуально с одной группой, а можно масштабно сделать для нескольких классов.
Когда тему определили и утвердили в педагогическом коллективе, учителя определяют докладчиков и очередность их вступления.
В момент определения докладчиков должен мотивировать учеников, что бы они проявляли самостоятельность.
Во время подготовки докладов и самой презентации, педагог может оказать помощь ученикам. Обязательно он должен ознакомится с текстами докладов учеников до начала проведения конференции.
В период подготовки, учащиеся проявляют самостоятельность, показывают свои знания по предмету, как они умеют правильно подбирать и выбирать материал. Здесь проявляется творческий потенциал учащихся, умения проявлять свои навыки на практике. Ученики учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большой аудиторией, получают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, подбирать таблицы, схемы, графики, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.
Залог успеха уроков- конференций заключается:
–в правильном выборе темы с учетом ее программного значения;
–в четком распределении обязанностей между учениками класса;
–в сочетании добровольности в выборе вопроса самими учениками с обязательной подготовки;
– в наличии постоянного учета и контроля учащимися во время подготовки конференции;
–в организации активной деятельности всех учеников класса на самом уроке – конференции.
В основной части проходит само мероприятие. Педагог выступает в роли организатора. Он проверяет аудиторию или кабинет, настраивает аппаратуру. Учащиеся в свою очередь готовят свои доклады и ждут очереди для выступления.
1.Организационный этап (1-2 мин)
2. Актуализация знаний и постановка целей и задач занятий. (2-3 мин)
3.Презентации учеников. (20-25 мин)
4. Итог занятия. (5 мин)
5. Рефлексия. (4 мин)
6. Домашнее задание. (1- 2 мин).
Организационный этап
В начале конференции создается эмоциональный настрой, атмосфера доверия, сотрудничества и творчества. Ознакомление с тематикой урока начинается со вступительного слова учителя.
Этап актуализация опорных знаний
На конференции нужно постараться обобщить и закрепить знания по теме, расширить представление учеников по ней, вспомнить и кратко обсудить с учащимися предыдущие уроки.
Краткое сообщения студентов и показ презентации
Далее ученики, по заранее выстроенной очереди, читают свои доклады, показывают слайды по их тематики. По ходу конференции докладчики могут задавать вопросы, на которые они должны ответить.
Итого занятия
Учащиеся делают вывод о том, что нового узнали на уроке.
Домашнее задание.
В конце урока ученикам нужно обязательно дать домашнее задание. Здесь можно дать задание из книги или дать ученикам задание творческого характера.
В заключительной части выставляются оценки и благодарят учащихся за участие.
Рефлексия
На этом этапе ученики узнают мнение учащихся о конференции, как новой форме проведения урока. Могут быть, например, такие вопросы как:
Понравилась ли вам конференция?
Интересна ли была выбранная тема?
Что знали вы поданной теме?
Что узнали нового по данной теме?
Какое настроение?

Методика проведения урока-конференции

Тема нашего урока - конференции была выбрана в соответствии с критерием заинтересованности учениками разделами математики.
Название темы урока – конференции – «Современные вопросы физики и астрономии».
Урок проводился для учеников 10 класса. Ученики должны разделиться на 4 группы. Группы должны иметь название. Каждая группа должна представить презентацию по данным темам. На мой взгляд, темы презентаций актуальны для учеников этих классов, ведь именно в этом возрасте идет осмысления физико-математического образования.
План урока- конференция
Тема урока: Современные вопросы физики и астрономии.
Цель урока: Выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на предыдущих уроках физики и астрономии.
Задачи:
-показать другую сторону предмета физики и астрономии, систематизировать знания по данной теме, научить излагать материал за заданное время, выявить преимущества;
-научиться слушать и слышать, воспитывать творческую активность учеников, эстетическое восприятие;
- умение осмысленно воспроизводить подобранный материал в ходе подготовки конференции, обеспечить условия для развития умений, учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой, развить коммуникативные способности учеников.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран.
Форма урока: Урок – конференция

Ход урока

Организационный этап: проверка аппаратуры, рассаживания учеников на места.
Актуализация опорных знаний.
Вопросы для настроя на урок:
-Какие современные вопросы физики и астрономии Вам известны?
- С какими вопросами вы сталкивались в жизни?
Формирование новых понятий и способов действия.
Выступление докладчиков и показ презентации.
Доклады:
1.       «Средства космического продвижения» - докладывается группа «Млечный путь»
2.       «Современные скафандры» - докладывается группа «Наши умнички»
3.       «Нетрадиционные источники энергии» - докладывается группа «Только вперед»
4.       «Современные факты о космосе» - докладывается группа «Ньютоники»
Формирование навыков умственного труда.
Учащиеся делают вывод о том, что нового узнали на уроке.
Рефлексия
Делается опрос у учащихся по вопросам:
1.       Что нового узнали по теме данного урока?
2.       Какое впечатление получили от данного урока?
3.       Назвать плюсы и минусы. Высказать свое положение о проведении следующего урока.
Домашнее задание
Подумать какую тему хотели бы изучить и рассмотреть на следующем уроке – конференции.

Заключение

Каждый урок для учителя - это игра, в которой он показывает свои творческие способности и навыки. Что бы сделать сценарий урока, он сначала выбирает, в каком жанре он будет проходить, то есть определять структуру урока. Пишет сценарий для представления, то есть план урока, и повторяет текст роли. В нашем случае, у нашего спектакля была структура урока - конференции, в которой приняли участие сами ученики. Здесь проявляется творческий потенциал учителя, который написал план урока и выбрал темы для доклада презентаций.
Проявили свою креативность и ученики, подготовили презентации и сделали увлекательную и интересную конференцию. Готовясь к конференции, они более глубоко изучили материал учебника, нашли ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе и интернете, составили по ним собственную точку зрения. В процессе конференции ученики старались сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегая к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. Кроме того, использование презентации пробудило у них еще большой интерес к предмету и желание участвовать в подготовке и проведении таких форм уроков в дальнейшем.
Таким образом, применение урока – конференции в школе имеют следующие плюс:
1.       Интерактивное мультимедийное сопровождение формирует интерес к изучению предмета, обеспечивает обратную связь в учебном процессе.
2.       Развивает творческий подход учеников к решению учебных задач.
3.       Происходит интеллектуальное развитие учеников.
4.       Ученики приобретают навыки работы с электронными текстами.
2021