Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Васильева И. Е. Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образователь- ных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным програм

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Педагогический коллектив муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов», реализуя проект «PRO_Цифру68.Школа22» в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ставит перед собой задачу – развитие и распространение лучшего опыта эффективного изучения предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология».
Проект «PRO_Цифру68.Школа22» состоит из двух блоков.
1 блок – реализация основной измененной образовательной программы предметных областей «Математика», «Информатика», «Технология» со сквозными цифровыми технологиями в школах-партнерах.
2 блок – реализация дополнительной образовательной программы, релевантной сквозным цифровым технологиям.
Лучший опыт представлен в двух направлениях.
Первое направление. В 2014-2017 годах школа успешно реализовала региональный проект «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования».
Был интегрирован опыт работы МАОУ СОШ № 22 по повышению качества образования в работу МБОУ «Цнинская СОШ № 1» с учетом ее внутренних резервов и сохранения системы традиций, культурных и социальных ценностей, с учётом особенностей микросоциума по образовательным областям, в том числе «Математика», «Информатика», «Технология».
Разработан и осуществлен комплекс мероприятий для удовлетворения информационных, учебно-методических и образовательных потребностей для педагогов – коучунги по проектированию программ, образовательных событий, для учащихся – «программы одного дня», тимбилдинги, игры на командообразование и другое.
Реализован комплекс мероприятий для совершенствования системы работы с детьми различного социально-экономического статуса через изучение межличностных отношений и влияния социальной среды на воспитание и обучение.
Опыт МАОУ СОШ № 22 по реализации модели «Школа поддерживает школу» был представлен на областной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в профильной школе» в марте 2016 года и межрегиональной научно-практической конференции «Партнерство школ: шаги к эффективности» в мае 2017 года.
Второе направление. МАОУ СОШ № 22 с 2016 года реализует основную образовательную программу предметной области «Технология» в 3 корпусе школы – Центре технологического образования (ЦТО) через сетевое взаимодействие с 9-ю общеобразовательными организациями города (МАОУ «СОШ №5 имени Ю.А. Гагарина», МАОУ «Лицей № 6», МАОУ «Гимназия № 7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «Гимназия № 12 имени Г.Р. Державина», МАОУ «Лицей № 21», МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А. Рябова», МАОУ «Лицей № 29») и областного учреждения «Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Л.С. Дёмина».
ЦТО представляет собой площадку, оснащенную высокотехнологичным оборудованием, дети изучают «3D-проектирование», «ГИС-технологии», «Основы компьютерного дизайна», «Радиоэлектронику и энергосберегающие технологии», совместно с ООО «Яндекс-лицей» реализуется образовательная программа «Основы программирования на языке «Python».
Опыт реализации сетевого взаимодействия предметной области «Технология» был признан успешным на муниципальном уровне и диссеминирован МАОУ СОШ № 22 (создание в западном районе города Тамбова центра технологии на базе одной из школ), МАОУ СОШ № 22 выступает интеллектуальным партнером для оказания методической, организационной помощи учителям технологии. Деятельность МАОУ СОШ № 22 по сетевой форме реализации программы по технологии стала основой для регионального проекта «Урок технологии – новые возможности», что предполагает включение в основную образовательную программу модулей и технологий, релевантных сквозным цифровым технологиям.
Кроме этого, 17 октября 2017 года на базе 3 корпуса было открыто структурное подразделение – Центр дополнительного образования детей «Детский технопарк Кванториум-Тамбов», что позволило МАОУ СОШ № 22 реализовать дополнительную образовательную программу. Образовательная деятельность направлена на воспитание инженерного мышления, развитие креативности, помощь в приобретении школьниками региона навыков XXI века: командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей по направлениям квантумов. Все это позволяет использовать новые цифровые технологии, формировать цифровые навыки.
Важнейшим показателем деятельности образовательной организации являются результаты государственной итоговой аттестации.
Стабильны результаты на ОГЭ по всем предметам, включая математику и информатику, обученность составляет 100%. Показатели качества, средняя оценка и средний тестовый балл выше среднероссийских показателей.
Средний тестовый балл по профильной математике в 2020 году превысил средний показатель по стране на 14,1 балла, среднеобластной показатель на 10 баллов и среднегородской показатель на 8,8 балла. Выпускники класса физико-математического профиля достигли среднего тестового балла в 70,7.
В 2020 году все участники успешно сдали ЕГЭ по информатике. Средний тестовый балл выпускников школы 78,36 оказался выше среднего показателя по стране на 17.2 балла, среднеобластного показателя на 15,3 балла и среднегородского показателя на 4,96 балла.
Данные показатели говорят о высоком уровне квалификации кадров по этим предметам, возможности осуществлять качественную подготовку учащихся.
По направлениям «Математика», «Информатика», «Технология» увеличилась конкурсная активность и конкурсная результативность учащихся на 80% и на 43% соответственно.
Ежегодно от 15 до 17 учащихся становятся победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученики школы – победители и призеры Инженерной олимпиады школьников Центра России, открытого межрегионального фестиваля робототехники, Турнира имени М.В. Ломоносова, профориентационного и образовательного проекта «Высшая школа Санкт-Петербурга – школьникам регионов России», Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку», межрегионального конкурса проектов и исследовательских работ «Информационные технологии в экономике, бизнесе и управлении», Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда», Всероссийского конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», открытого регионального форума исследователей «Грани творчества», региональной онлайн-игры «Безопасная среда», областного конкурса информационных и компьютерных технологий "Компьютер – XXI век", регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», регионального этапа чемпионата WorldSkills, областного научно-познавательного конкурса «Мир науки», регионального образовательного квеста «Мы ТГТУмные», областного открытого Чемпионата среди школьных команд Тамбовской области по интеллектуальным играм «Весенний бриз», областного открытого Чемпионата среди школьных команд Тамбовской области по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» областного фестиваля интеллектуальных игр «Державинский кубок», предметных олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня, дистанционных олимпиад и конкурсов.
Увеличилось количество выпускников, выбирающих профессии, связанные с информационно-математическим и информационно-технологическим направлением обучения. Доля таких выпускников имеет устойчивую тенденцию к росту и превысила за последние три года 40%. В приоритете инженерно-техническое направление, информационная безопасность и программирование, экономика и менеджмент, строительство и архитектура.
Доля выпускников физико-математического и экономико-математического классов, продолживших получение образования по профилю обучения в учреждениях высшего профессионального образования за последние три года составила 92,2%.
В школе работают 204 работника, из них 150 учителей, среди которых 4 кандидата технических, экономических, филологических наук. Высшую квалификационную категорию имеет 31, первую – 66 человек. Один учитель награжден Благодарностью Президента Российской Федерации, 16 – ведомственными наградами Министерства просвещения РФ. Среди привлеченных сотрудников – преподаватели, аспиранты, магистры ВУЗов города Тамбова. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%.
В рамках работы с кадровым резервом школа активно делает ставку на своих выпускников, сегодняшних магистров и аспирантов Тамбовского государственного технического университета, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, других престижных российских вузов.
Распространение педагогического опыта для транслирования идей, методов осуществления, результатов опыта инновационной деятельности до целевой аудитории проходит на следующих мероприятиях.
1. Круглый стол «Повышение доступности качественного образования как важнейшее условие перехода школы в эффективный режим развития» (в рамках реализации регионального проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования»), 28.10.2014.
2. Единый методический день «Достижение в процессе обучения предметных и метапредметных результатов – надежный потенциал, обеспечивающий образовательную и социальную успешность каждого ученика» (в рамках реализации регионального проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования»), 18.11.2014.
3. Единый методический день «Основные направления инновационной деятельности школы в условиях перехода на новые ФГОС» (в рамках регионального проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования»), 23.11.2016.
4. Областная научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в профильной школе», 10.03.2016.
5. Единый методический день «Личностно-ориентированное обучение как важнейшее условие успешной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации» (в рамках регионального проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования»), 02.03.2017.
6. Межрегиональная научно-практическая конференция «Партнерство школ: шаги к эффективности», транслирование опыта работы по реализации модели «Школа поддерживает школу» в рамках регионального проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования», 12.05.2017.
7. День открытых дверей «Компетентностный подход в обучении как основа реализации ФГОС», 15.02.2018.
Работа презентационных площадок в рамках Дня открытых дверей
1.Реализация курса «Основы финансовой грамотности» в рамках работы Опорной школы и сотрудничества с Центробанком России
2.Открытые методические мероприятия в рамках работы школы-лаборатории инновационного развития «Формирование внутриучрежденческой системы оценки качества образования»
3.Открытые методические мероприятия в рамках работы школы-лаборатории инновационного развития «Совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях Тамбовской области».
8. Региональный научно-практический семинар «Школьная система оценки качества образования в условиях введения ФГОС», 21.03.2018.
9.Региональный круглый стол «Стратегические линии взаимодействия вуза, органов исполнительной власти и школы», 19.09.2019
С целью распространения опыта в предметной области «Математика» в МАОУ СОШ № 22 создан банк теоретических материалов, тестов, контрольных работ по курсу математики. Разработаны педагогами школы и используются: методическое пособие «Интегрированный подход к решению практико-ориентированных задач (программа «Текстовые задачи по математике. 7 класс»); справочник «Основные законы и формулы по математике и физике; ЦОРы для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий; ЦОРы для очного обучения по отдельным разделам математики, который включает в себя методические материалы (разбор теории и задач курса, задания для самостоятельной работы), презентации; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по математике «Уравнения и неравенства с параметрами».
Математическая линия в сфере формирования цифровых навыков носит в большей степени прикладной характер и направлена на формирование представления о математической науке как об инструменте, посредством которого происходит моделирование процессов и явлений окружающей действительности. Прикладная направленность – это не только составляющая углубленной подготовки учащихся 7-9 классов, но и способ формирования универсального математического аппарата, необходимого для решения производственных, практических задач в смежных областях, а также демонстрация значимости математических знаний для развития правильных представлений о характере явлений и процессов окружающего мира. Владение навыками математического моделирования является одним из обязательных требований, предъявляемых к уровню подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере развития современной экономики.
Реализуется учебный курс «Основы финансовой грамотности», который позволяет сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в этой сфере, научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач.
С целью распространения опыта в предметной области «Информатика» создан банк теоретических материалов, тестов, контрольных работ по курсу информатики.
Совместно с ООО «Яндекс-лицей» реализуется образовательная программа «Основы программирования на языке «Python». Педагогами школы используется среда программирования «Кумир» для обучения программированию в рамках основного образования, ведется работа по инновационному направлению «3D моделирование и прототипирование».
Учителя информатики имеют публикации по темам: «Формирование цифровых компетенций учащихся на уроках информатики и технологии», «Механизм повышения качества образовательных услуг в системе дистанционного обучения» ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», «Создание учащимися web-страниц для повышения мотивации к обучению в школе», «Образование и наука в России и за рубежом». Международный научный журнал. №12 Vol.47. 3 декабря 2018, и др.
Изучение информатики направлено на приобретение обучающимися фундаментальных знаний в сфере информационных технологий, а также освоение перспективных направлений: интернет вещей, блокчейн, большие данные, искусственный интеллект, 3D прототипирование, чат-боты, информационная безопасность и др., работа в команде с использованием кейс-технологий.
Предметная область «Технология» реализуется в соответствии с концепцией преподавания учебного предмета «Технология», утвержденной коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г., в контексте реализации Концепции развития технологического образования учащихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы.
Основными векторами развития образовательной среды Центра технологического образования МАОУ СОШ № 22 являются проектное обучение, погружение в процесс современных материальных и информационных технологий, профориентационная работа, содействие профессиональному самоопределению учащихся.
К модулям, направленным на формирование у школьников сквозных цифровых технологий, относятся: «ГИС-технологии», «Лазерные технологии», «Основы робототехники», «3D-моделирование», «Основы электротехники и схемотехники», «Ресурсосберегающие технологии», «Основы дизайна», «Технологии деревообработки», «Технологии металлообработки». Действуют 5 лабораторий: по сборке и программированию роботов, IT-технологий и прототипирования, электроники и схемотехники, VR/AR, ресурсосберегающих технологий.
Сопровождение реализации образовательных программ осуществляется с использованием пособий по математике и математическому анализу, программированию и теории алгоритмов, основам робототехники, программированию микроконтроллеров Arduino, основам электроники и схемотехники.
Учителя технологии являются экспертами Регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, победителями конкурса по разработке олимпиадных заданий по технологии «Интеллект будущего», наставниками профориентационных мероприятий проекта «Билет в будущее», лауреатами Всероссийского конкурса педагогов «Образование: будущее рождается сегодня».
Сформирована внутренняя среда, основанная на цифровых технологиях. Формируется банк лучших практик, подключение к образовательным электронным ресурсам, регулярно издаются методические и дидактические материалы в поддержку созданных образовательных программ.
Проект «PRO_Цифру68.Школа22 на предоставленные субсидии из федерального бюджета как победителю открытого Конкурса в 2020-2021 годах в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» позволит создать условия для развития и распространения лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология» в образовательных учреждениях города Тамбова и Тамбовской области.
2020