Библиографическое описание:
Гусейнова О.А. Главное средство развития речи - хорошая мелкая моторика // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
С каждым годом всё чаще можно встретить детей с неправильным звукопроизношением и с плохой связной речью. И в связи с этим большинство родителей и педагогов озадачены главным вопросом-как обеспечить полноценное развитие ребёнка, именно в дошкольном возрасте.
Учеными было доказано, что мелкая моторика очень тесно связано с речью. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Самым благоприятным периодом для развития ручной умелости считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно поэтому во всех детских садах особое внимание уделено хорошему развитию мелкой моторики.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал «Истоки особенностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается каждый ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке, а точнее на кончиках пальцев. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Развитие мелкой моторики рук в детских садах проходит через все виды продуктивной деятельности. Особое внимание уделяется пальчиковой гимнастики и массажу с помощью мячиков “Су-Джок”.
Также в младшем дошкольном возрасте полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются (например, ручка чашки в сравнении с ее дном). Слово – название предмета становится словом - понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.
Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем более уверенными и координированными становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук (разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
В исследовании З.А. Батеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции – аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получится целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! А если руки развиты недостаточно, будет отставание в развитии ребенка, в том числе и проблемы в развитии речи.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.
Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.
Игры и упражнения по мелкой моторике– это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Также на занятиях больше времени надо уделять тому, как дети держат карандаши и кисточку в руке, как правильно используют пластилин и держат ложку и вилку за столом во время приема пищи, приучаю самостоятельно застегивать молнию и пуговицы на одежде, застегивать «липучку» на сандалиях.
Из всего этого может сделать единственный и главный вывод- развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса. И в наших силах эти процессы укрепить, как можно лучше.
"Библиографический список"
1. Аппликация в детском саду. Конспект занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З. М. Поварченкова; художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2017 N 273-ФЗ (последняя редакция).
3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки: интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 128 с.
4. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230 с.
Гусейнова О.А. Главное средство развития речи - хорошая мелкая моторика // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
С каждым годом всё чаще можно встретить детей с неправильным звукопроизношением и с плохой связной речью. И в связи с этим большинство родителей и педагогов озадачены главным вопросом-как обеспечить полноценное развитие ребёнка, именно в дошкольном возрасте.
Учеными было доказано, что мелкая моторика очень тесно связано с речью. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Самым благоприятным периодом для развития ручной умелости считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно поэтому во всех детских садах особое внимание уделено хорошему развитию мелкой моторики.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал «Истоки особенностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается каждый ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке, а точнее на кончиках пальцев. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Развитие мелкой моторики рук в детских садах проходит через все виды продуктивной деятельности. Особое внимание уделяется пальчиковой гимнастики и массажу с помощью мячиков “Су-Джок”.
Также в младшем дошкольном возрасте полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются (например, ручка чашки в сравнении с ее дном). Слово – название предмета становится словом - понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий. Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.
Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем более уверенными и координированными становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук (разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.
В исследовании З.А. Батеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции – аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получится целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! А если руки развиты недостаточно, будет отставание в развитии ребенка, в том числе и проблемы в развитии речи.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.
Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.
Игры и упражнения по мелкой моторике– это не только стимул для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Также на занятиях больше времени надо уделять тому, как дети держат карандаши и кисточку в руке, как правильно используют пластилин и держат ложку и вилку за столом во время приема пищи, приучаю самостоятельно застегивать молнию и пуговицы на одежде, застегивать «липучку» на сандалиях.
Из всего этого может сделать единственный и главный вывод- развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса. И в наших силах эти процессы укрепить, как можно лучше.
"Библиографический список"
1. Аппликация в детском саду. Конспект занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З. М. Поварченкова; художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2017 N 273-ФЗ (последняя редакция).
3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки: интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 128 с.
4. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230 с.