Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Коверчик К.В. Развитие эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа как одно из условий подготовки к будущей профессии учителя

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Настоящее время сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, которые коснулись и современной системы образования. Эти процессы создают такую образовательную ситуацию, выход из которой требует подготовки высококвалифицированных кадров. Труд учителя по многофункциональности, разнообразию видов деятельности, нервному и физическому напряжению остается в разряде «сложных». При этом деятельность и поведение учителя определяется общепринятыми нормами и требованиями, соответствовать которым на практике бывает довольно трудно в силу специфики педагогической профессии.
Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии напряженности у представителей данной профессии, связанной с систематическими ситуациями оценки, частыми и длительными контактами с учащимися, родителями, снижением престижности педагогического труда, высокой вероятностью возникновения деловых и межличностных конфликтов. Эмоциональная напряженность особенно часто присутствует у молодых педагогов. Синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у будущих педагогов уже в период обучения в педагогическом колледже. В профессионально-педагогической деятельности эмоциональная устойчивость становится тем необходимым качеством, без которого невозможно успешное осуществление педагогом своих функций, следовательно, эмоциональная устойчивость должна сознательно формироваться.
Несомненно, многие исследователи внесли существенный вклад в разработку проблемы эмоциональной устойчивости, однако практика показывает, что разработанные методы развития эмоциональной устойчивости будущих учителей широкого использования пока не получили, вопрос же целостного педагогического обеспечения процесса развития эмоциональной устойчивости будущих учителей рассмотрен недостаточно
Эмоциональная устойчивость - это синтез всех свойств, качеств, умений педагога, которые позволяют уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения и эффективно выполнять свою профессиональную деятельность в условиях эмоциональных воздействий. Они являются одним из главных факторов, которые означают психологическую подготовленность учителя к педагогической практике. Однако, у современных выпускников педагогических учебных учреждений психологическая подготовленность к профессиональной деятельности, в состав которой входит эмоциональная устойчивость, сформирована недостаточно. Это подтверждается результатами опроса молодых учителей, работников дошкольных учреждений, 70% которых отмечают низкий уровень их психологической готовности к педагогической деятельности, которые особенно проявляются в напряжённых ситуациях (Р.А. Макаревич, А.М. Шебека).
Эмоциональная устойчивость педагога – это профессионально значимое качество личности, позволяющее контролировать проявление эмоций и адекватно действовать в напряженных эмоциональных ситуациях практической педагогической деятельности. Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости – это вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности развития эмоциональной устойчивости будущих учителей. Процесс педагогического обеспечения развития эмоциональной устойчивости будущих учителей с точки зрения его целенаправленной организации необходимо выстраивать в двух направлениях:
1. Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости, предполагающее наличие системы знаний о специфике организации профессиональной деятельности педагога в условиях эмоциональной напряженности.
2. Педагогическое обеспечение саморазвития эмоциональной устойчивости, предполагающего регулярную работу над собой, развитие и совершенствование новых и уже имеющихся эмоциональных качеств.
В процессе развития эмоциональной устойчивости будущих учителей необходимо соблюдать следующие условия:
- позитивное отношение преподавателя к развитию эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа;
- организацию процесса обучения на основе включения студентов в профессиональные пробы;
- рефлексивный характер учебной деятельности;
- создание ситуаций предвосхищения успеха профессиональной деятельности как способа формирования активно-положительной потребности развития эмоциональной устойчивости.
Отрицательное влияние эмоциональной напряжённости в значительной степени уменьшается при организованной психологической подготовке будущих учителей в процессе обучения в педагогических колледжах. Такая подготовка может осуществляться путём использования специфических и неспецифических методов.
Специфические методы направлены на профессионально заострённое развитие качеств и особенностей личности будущего педагога. Этому способствует проведение следующих мероприятий:
1. Беседы, диспуты, «круглые столы» на темы: «Психологические особенности педагогической деятельности», «Напряжённые ситуации в деятельности педагога», «Качества личности молодого учителя» и т. д.
2. Социально-психологический тренинг, который включает деловые игры, психотехнические игры и упражнения, групповые дискуссии, танцевальную и музыкальную терапию.
3. Проведение всех видов занятий, куда включаются проблемные ситуации, при которых у студентов формируются умения отстаивать свою точку зрения и уверенность в своей правоте.
4. Проведение лабораторных практикумов, где студенты выполняют лабораторные работы в условиях воздействия экстремальных факторов, а также имеют возможность оценить свой уровень развития психических процессов (внимания, памяти и т.д.), формирование навыков совместной деятельности и др., на основе чего разработать программу улучшения необходимых качеств, а затем реализовать эту программу.
5. Тематические вечера с приглашением выпускников по обмену опытом становления молодого специалиста; викторины, тематические КВН, направленные на привитие интереса к будущей профессии, формирование положительных отношений к ней.
Неспецифические методы профессиональной подготовки студентов направлены на использование средств и способов, общих для решения многих задач, мобилизации своих сил, опыта, воли, чувств. Здесь целесообразно участие студентов в общественной жизни колледжа, отделения, курса, группы. Оно оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу личности, поднимает настроение, снимает нервозность, а также формирует организаторские и коммуникативные способности. Значительную роль в формировании эмоциональной устойчивости педагога играют физическая культура и спорт.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.
Невозможно, да и не нужно, полностью оградить человека от отрицательных переживаний. Их возникновение в деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает выступить перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, все педагоги, должны главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности будущего специалиста, на то, чтобы вызвать и поддержать положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация студентов только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Любому человеку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Педагогам полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них эмоциями студентов. Чувства в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность будущего педагога.
Развитие эмоций и чувств будет успешным, при соблюдении следующих условий:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения, как со сверстниками, так и с другими объектами социума.
2. При специально организованной деятельности студенты учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей возрасту деятельности.
4. В процессе выполнения совместных мероприятий развивается эмоциональное единство группы студентов.

Библиографический список

1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Изд-во КазГУ, 2007. –320 с.
2. Долгова В., Буслаева М. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). – Челябинск, изд-во РЕКПОЛ, 2010. -205 с.
3. Медведева, В. Е. Тренинг формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов: учебно-методические материалы к организации и проведению спецкурса / В.Е. Медведева.– Орёл: Вектор, 2007. - 28 с.
4. Реан A. A., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 1999.
5. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
2019