Тузаева Г.С. Приёмы развития Soft skills на уроках технологии
Библиографическое описание:
Тузаева Г.С. Приёмы развития Soft skills на уроках технологии // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Об этом «нечто» в современном образовании начали говорить относительно недавно. Под «нечто» мы имеем ввиду особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills. И чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками. Сегодня чаще всего используется англоязычный термин soft skills — в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью.
Что же такое «мягкие навыки» (soft skills)?
Если все навыки разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки.
Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.
Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.
Soft skills это не отдельные или разрозненные навыки, они представляют единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. В этом одно из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины — последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.
Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным.
Современный мир не стабилен, гибок и динамичен. Современная школа должна подготовить обучающихся к будущему.
Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Основные навыки soft skills:
· Умение работать в команде
· Умение общаться с людьми
· Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты
· Умение искать и обрабатывать информацию
· Критическое мышление
· Эмоциональный интеллект
· Тайм-менеджмент
Навыки – это то, что нужно делать постоянно. Считается, что они закладываются в детстве и развиваются в течении жизни. Поэтому занятия для развития «мягких» навыков нужно регулярно проводить.
Последние год – полтора, в своей педагогической практике я использую приёмы для развития «мягких» навыков.
Приём «до и после»
Этот приём позволяет максимально продуктивно изучить тему.
Алгоритм. Учитель готовит для урока видео. Перед просмотром видео даёт заполнить таблицу.
Таблица 1. Пример таблицы для приёма «до и после»
Технология
Класс: 5
Тема: Породы древесины
Положительный раздражитель: ролик о хвойных и лиственных деревьях
Пример ответа одного ученик во время рефлексии: Я думал, что лиственница – это лиственное дерево, т.к. считал, что название этого дерева произошло от слова листва, а просмотрев видео, я узнал, что лиственница – это хвойное дерево и её хвоинки опадают осенью также, как и листья у лиственных деревьев.
Приём PechaKucha (Печа-Куча)
В переводе с японского, где и появился этот арт-проект, слово означает бла-бла-бла, болтовня – шум беседы. Неважно, чему посвящена ваша презентация, главный элемент успешного выступления будет в непрерывающемся потоке выступления.
Этот приём хорош для защиты проектов и презентаций. Учащийся готовит презентацию из 20 слайдов, показ сладов программируется на 1 слайд=20 сек. Учащийся не читает по бумаге, а быстро рассказывает. Экономит время урока и учит выступающих выступать.
Альтернатива традиционным презентациям
• Способ презентации «20 слайдов по 20 секунд»
• Каждый участник в безопасном пространстве презентует свои идеи
• Формат презентаций создан для современного слушателя – человека, у которого нет времени на долгие беседы.
• За 400 секунд докладчик не успеет надоесть, но сможет представить проект, включив в презентацию только самое важное, выделив суть и главную мысль.
Приём «Найди ложь»
Как использовать данный приём
Даю вам 30 сек., чтобы ваш мозг принял решение (включаем таймер)
• покажите на пальцах, какое из утверждений вы считаете ложным
• кто ошибся, встаёте и аплодируете мне
• если вы правы, то встаю я и аплодирую вам.
Задача педагога состоит в том, чтобы подобрать такие утверждения, чтобы учащиеся аплодировали учителю.
Таблица 2. Пример таблицы для приёма «найди ложь»
Приведённые приёмы для развития «мягких» навыков показали себя эффективными, полезными и интересными для учащихся.