Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Васильев А. В. Социометрия как эффективное средство планирования воспитательной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в коллективе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг (товарищ) и “metrum” – измерение (мера). Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено. Еще в 30-е гг. он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии - антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе.
Социометрию рекомендовано проводить для исследования межличностных отношений обучающихся в образовательных учреждениях закрытого типа два раза в год. В Пермском суворовском военном училище данный метод используется изначально как основной инструмент для диагностики уровня развития коллектива и планирования воспитательной деятельности. Специфика проведения исследования в условиях училища заключается в том, что исследуется четыре типа лидерства один раз в четверть, т.е. происходит выявление делового, эмоционального, интеллектуального и эмоционально-делового лидера.
При проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:
-         опрос проводить только в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения; деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и эмоциональных отношений;
-         выбор делать самостоятельно, не советуясь с другими;
-         размер коллектива должен предоставлять его членам возможность активного непосредственного общения.
Приведем пример из личного опыта проведения социометрического исследования.
Специфика образования суворовского военного училища такова, что коллективом помимо командира-воспитателя управляют сами суворовцы, поэтому перед воспитателем стоит задача не только выявить эмоциональных лидеров взвода, но и определить кандидатов на должности заместителя командира взвода и командиров отделений, спланировать дальнейшую воспитательную работу.
Суворовцам было предложено ответить на 3 вопроса: 2 вопроса социологических, по актуальным проблемам для подростков данного возраста и 1 вопрос социометрический. Социометрия позволила увидеть фон взаимоотношений во взводе. Было выявлено 11 взаимовыборов, 1 микрогруппа, лидеры и изолированные. В результате анализа анкет был разработан план работы с коллективом, определена стратегия для формирования благоприятных отношений между суворовцами.
Также социометрия позволила выявить 2-х изолированных суворовцев. Работу с данными подростками нужно было спланировать таким образом, чтобы нормализовались их межличностные отношения со сверстниками. Решалась эта задача с помощью погружения изолированных в совместную деятельность с лидерами, вовлечения в занятия творчеством, требующим взаимопонимания, при поддержке психологов и с помощью целенаправленной работы с родителями.
Для взвода, в целом, использовалась организация деятельности, способствующая сплочению коллектива (например, несение службы наряда, трудовая деятельность, занятия спортом, внеклассная деятельность), были максимально задействованы в каждом виде деятельности лидеры для создания благоприятных микрогрупп.
В заключение отметим, что процедура социометрии – эффективная технология не только измерения, но формирования благоприятных межличностных отношений во взводе, становления крепкого коллектива. Чем раньше педагог увидит проблемы коллектива, тем быстрее сможет скорректировать воспитательную работу и, тем самым, привести к успеху своих воспитанников.
2020