Шацкая Н.В. Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Библиографическое описание: Шацкая Н.В. Сенсорное воспитание детей раннего возраста // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
«Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…»
Я.А. Коменский
Сенсорное развитие - это формирование у ребенка процессов восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, расположении в пространстве, а также запах, вкус и т.д. Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько они в совершенстве слышат, видят, чувствуют окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
М. Монтессори в своих трудах отмечала, что для процесса сенсорного развития важно организовать педагогическую «подготовленную среду», которая является предпосылкой реализации ребенком возможностей собственного развития через самостоятельную деятельность. Материал не только знакомит ребенка с предметами и их признаками, но и дает ему возможность самостоятельно работать, рассуждать, ошибаться и исправлять ошибки, сосредоточивать внимание на сделанном, сравнивать [2, c. 110].
Известный психолог Л. Венгер считал, что сенсорное развитие заключается в формировании у ребенка восприятия и формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и т.д. [1, с. 24].
В течение дошкольного детства характер сенсорного познания меняется. Ребенок раннего возраста постепенно переходит от манипуляции предметов к ознакомлению с ними на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия, а также их сочетания. Чтобы сформировать у ребенка правильные представления о внешних признаках предметов и их соотношение, следует обеспечить возможность непосредственно воспринимать эти предметы через зрение, слух, осязание в предметно-игровой деятельности. Именно игры, которые учат детей рассматривать, слушать, обследовать на ощупь, соотносить части одного предмета, выделять отдельное свойство и группировать в соответствии с ним предметы, могут быть эффективным средством сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Рассмотрим игрушки и современные дидактические игры, которые будут полезны для сенсорного развития детей раннего возраста.
Игры для детей 2 года жизни: «Сортер», «Геометрика», рамки-вкладыши, «Яйца Монтессори», магнитная игра «Накорми совенка», шнуровка, лабиринты, бизиборд, бизибух, бизикуб, тактильное лото и т.д.
Игры для детей 3 года жизни: шнуровки, сортировка «Одень мишек», «Цветные машинки», доски «Сегена», пирамидка «Геометрика», пирамидка «Фрукты», «Цветная радуга», тактильные мешочки Монтессори, волшебный комодик «Фигуры и цвета», «Цилиндры Монтессори», шнуровка «Рубашка с пуговицами».
Попробуем классифицировать современные игрушки по дидактической цели:
¾ на развитие тактильно-двигательного восприятия, осязательного ощущения и мелкой моторики руки: бизиборд, сортер, вкладки и рамки, шнуровка, лабиринт, пирамида, деревянный двойной геометрик, стучалка-выбивайка, цилиндры Монтессори, геоборд, рыбалка, магнитный планшет, «Узнай на ощупь» и т.д.;
¾ на восприятие формы, величины, цвета, развитие зрительных и осязательных ощущений, глазомерных действий, зрительного соотнесения предметов по их признакам (рамки-вкладыши, сортер, пирамида «Геометрика», пирамидка «Фрукты», бизикуб, цветные палочки, цветные палочки, квадраты Никитина и др.;
¾ на развитие слуховых ощущений (ксилофон, музыкальная игрушка балансир-пирамидка, музыкальный куб, бубен, трещотки, маракасы и т.д.;
¾ на развитие вкусовых и обонятельных ощущений («Что можем понюхать?», «Что можем съесть?», «Вкусная игра», «АромаЛото», «Отгадай по запаху», «Какой на вкус?», «Соленое и сладкое» и т.д.).
Итак, сенсорное воспитание - это основа познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, с помощью которого ребенок получает представление о строении и свойствах предметов и явлений внешнего мира путем их анализа через собственные восприятия и ощущения. Научно доказано, что сенсорное воспитание детей раннего возраста положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития в целом.
Библиографический список:
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: «Просвещение», 2012. – 144 с.
2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому! / Сост. М.В. Богуславский.- М.: «Карапуз», 2020.- 272 с.
3. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - М.: «Просвещение», 2010.