Актуальные вопросы начального общего образования

Краснопольская Д.М. Особенности развития и проявление лидерства на примере школьников младшего звена

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Лидерствo как сoциальное явление характерно для любoй организованнoй группы, oбъединенной какой-либo целью. Мнoгие люди мечтают стать лидерами: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них oбращали внимание сверстники, взрослые стремятся дoстичь успеха и признания в работе. Каждый день с экранoв телевизoров людей призывают быть социально активными, приoбретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но дoбиться авторитета oкружающих не так уж прoсто, а еще сложнее пoддерживать имидж и статус лидера. Среди разных видов oдаренности, в пoследнее время все чаще выделяют сoциальную или лидерскую одаренность. Такие дети уже с самого раннего детства прoявляют свoи лидерские спoсобности, котoрые проявляются в «командовании» детьми, выборе игр и установке своих правил. С ними хотят oбщаться и дружить бoльшинство детей группы или класса. Так ктo же такой лидер? Кем мечтают стать мнoгие люди?
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок лидер демонстрирует более высокий, чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.
Младший школьный возраст - особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);
анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В. Давыдову);
- внутренний план действий - планирование;
- ориентация на сверстника и группу в целом.
На последнем качестве остановимся подробнее. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).
Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой - личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении - появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.
Если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере учебы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с прилежанием. Умный педагог это поймет, но не очень разумный может зачислить ребенка лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребенку-лидеру, очень часто кажется учителю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.
Ребенка - лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:
- Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
- Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.
- Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
 - Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.
- Источник выдвижения лидера в группе - система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер.
Е.И. Тихомирова характеризует ребенка-лидера со стороны подвижности лидерской позиции и выделяет ребенка со стабильной лидерской позицией и ребенка с переменной лидерской позицией Как же распознать таких детей? Стабильная лидерская позиция ребенка не испытывает особых влияний среды. Основной признак такой позиции - внешняя наблюдаемая активность, инициативность, способность школьника принимать решения оперативно и самостоятельно.
Переменная (ситутативая, нестабильная) лидерская позиция имеет зависимость от ситуации. Такой ребенок чаще раскрывается при внешнем одобрении (похвале, поощрении), ему нужна поддержка окружения, он менее, чем предыдущий тип, способен противодействовать обстоятельствам. Организация внешней среды со стороны взрослых в данном случае приобретает особое значение. Лидер с нестабильной позицией нередко критически оценивает свои возможности, что в некоторых ситуациях проявляется в его заниженной самооценке. Если ребенок лидер со стабильной позицией может назвать себя «хозяином обстоятельств», то ребенок лидер с нестабильной позицией более зависим от этих обстоятельств, иногда являясь их «жертвой».
Рассмотренные типы лидеров отличает личная инициатива в принятии решения встать во главе других. Это дети, способные без посторонней помощи брать на себя инициативу. Характерно, что в младшей школе нечасто встречается личная инициатива детей и самостоятельное принятие ими решения действовать. Причин этого несколько. Во-первых, учащиеся начальной школы очень сильно ориентированы на мнение педагога. Во вторых, опережающая инициатива педагогов, боязнь отрицательной оценки со стороны окружающих, неумение реализовать задуманное гасят личную инициативу. Проблема подавления взрослыми инициативы школьника, постоянного её корректирования, непринятия стоит особенно остро не только в начальной школе, но и в старшем звене. Решение этой проблемы определяется двумя взаимозависимыми процессами: повышение профессионализма учителя и развитие лидерских способностей самих школьников.
Деятельность младших школьников характеризуется следующими критериями их лидерской позиции:
- постоянно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;
- постоянно активная, самостоятельная, личностно - неинициативная;
- постоянно активная, несамостоятельная, личностно - неинициативная;
- ситуационно активная, самостоятельная, личностно- инициативная;
- ситуационно активная, несамостоятельная, неинициативная;
-ситуационно активная, делегируемая (несамостоятельная, неинициативная).
Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Коллективное мнение по отношению к лидеру у учащихся начальной школы бывает в большей степени ошибочным, чем у подростков и юношей. В то же время роль ведущего в деятельности младшие школьники принимают в большинстве случаев всей группой, что выражает их неумение реально оценивать свои возможности. Младшие школьники ориентированы на действие, на активность, но неадекватная самооценка нередко становится причиной их собственных неудач в выполнении роли лидера. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности.
Вывод: все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога или любого взрослого к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств.


















Использованные источники:

1.Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
2.Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 
3.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов, Е.И. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС
4. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. - М. - Воронеж, 2007.-130 с.

2019