Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Нестерова Ю.В. Роль раннего выявления речевых патологий на дальнейшее развитие речи ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В настоящий момент заметно повысилось количество детей с речевой патологией. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после 5 лет. Наиболее важный для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Исходя из этого множество затруднений не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы сугубо ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь заботливое отношение к ребенку с первых дней его жизни предоставляет вероятность мамам, врачам, особенно педиатрам, вовремя обнаружить предрасполагающие факторы и принять меры к их устранению. Очень важно уделять ребенку больше внимания для общения с ним, для игр, массажа, упражнений. Особенно большое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений.
Широко представленная и верно интерпретированная информация о новорожденном дает шанс правильно предвидеть и оценить его развитие в будущем.
Специальные исследования, такие как неврологические и лабораторные тесты полезны и информативны для определения локализации, распространенности, причины повреждения и могут помочь в оценке дальнейшего развития патологических изменений центральной нервной системы у новорожденного. Но эти методы нуждаются в дорогостоящих высоких технологиях, направленных только на диагностику, но не на лечение, а также высококвалифицированного персонала, способного правильно интерпретировать полученные результаты.
Рассмотрим факторы, которые указывают на речевую патологию:
1. Первый крик новорожденного при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что крайне важно в речевом развитии ребенка. В случае если у него крик слабый, монотонный, немодулированный, то это должно насторожить взрослых; следует прибегнуть за консультацией к специалисту. Плач у ребенка должен быть громким, модулированным.
2. Следующий настораживающий фактор это ранний отказ от грудного вскармливания. Вероятно, что у новорожденного обессилены (паретичны) мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. В таком случае у детей подтекает молоко. Виной этому одно - или двусторонний парез губ. В покое – рот приоткрыт из-за слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва, 7 пары), жевательной мускулатуры; мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного, 5 пары черепно-мозговых нервов).
В итоге эти дети в грудном возрасте захлебываются пищей, для них характерны постоянные отрыжки. Недостаток небноглоточного затвора наблюдается из-за пареза языкоточного нерва, 9 пары. Это может придать голосу ребенка назальный оттенок (незначительную гнусавость). Порой отягощает грудное вскармливание укороченная подъязычная уздечка, следовательно, если ребенок при кормлении быстро устает, его нужно показать хирургу.
3. Отмечаются насильственные движения у детей. Например, уже с двух-трех месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища, конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни.
4. Апатичный, распластанный язык, гипотонические губы, форма интонации позволяют предположить мозжечковую дизартрию.
5. Настораживающим фактором может служить задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к двум годам, а в норме –– к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому –– все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бледностью звуковых комплексов, назализуются гласные –– о, э, ы, и; согласные –– п, б, к, с. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие-глухие, твердые-мягкие. Скудность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь нарастает медленно. Первые слова могут появиться к трем-пяти годам. Фраза появляется поздно (в норме –– к 1,5 года). Ее характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.
С ростом ребенка в диагностике патологий все большую роль начинают обретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения. Речь у такого ребенка невнятная, говорит «будто каша во рту», страдает вся просодическая сторона речи. Позднее развитие речи не должно оставлять родителей равнодушными. Невозможно ждать, пока ребенок «выговорится». Существенно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до трех-пяти лет). Исключительно ранняя диагностика и своевременная коррекция помогут достигнуть успехов.
На самых ранних этапах заметить патологию, уточнить диагностику, провести профилактическую и коррекционную работу, не отодвигая сроки комплексного медико-педагогического воздействия, помогут знания основных эмбрюгенетических стигм и других диагностических критериев.
Важная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения заключается в оценке его адаптации к внеутробным условиям существования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам.
В обусловленности от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные цифры складывают. Естественной считается оценка по шкале Апгар в 9-10 баллов. Если оценка немного понижена и соответствует 7-8 баллам, то это указывает о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксии плода, что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции и церебрастеническому синдрому. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз, как в отношении жизнеспособности ребенка, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Таким образом, все работники здравоохранения которые, так или иначе, вовлечены в уход за новорожденным, должны уметь оценивать его неврологический статус и возможный исход, особенно, если ребенок недоношенный и/или с задержкой внутриутробного развития и/или если ребенок перенес перинатальную асфиксию. Дети, которые, имеют отклонения от нормы относятся к «группе риска» и требуют особенного с внимания с самого своего рождения. Это позволит на ранних этапах развития ребенка проводить коррекционную работу, что позволит снизить риск или совсем от него избавиться.

Библиографический список

1. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.4-е изд. – СПб.: ПИТЕР, –2010.
2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, – 2006.
ursulka91@ mail.ru, +7(920)4882998
2018