Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Салиева Л.Н. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – путь к формированию духовно-нравственного опыта школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говорится, что «воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
И в настоящее время, конечно, большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков. Известный публицист, ученый, просветитель Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», обращенных к юным читателям писал: «Патриотизм не может возникать сам по себе. Он воспитывается с раннего детства. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер. Свою семью. Свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город. Всю свою страну». Только тогда он вырастает достойным гражданином. Человеком, любящим свою Родину.
Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы являются:
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реаль­ной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения кото­рой ему предстоит применить полученные знания и умения.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место и большую роль в духовно-нравственном воспитании личности занимает проектно-исследовательская деятельность.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные цели и задачи модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Рассмотрим значение слов учебный проект.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
В современной методической литературе выделяют несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности обучающихся проекты бывают ролевыми, творческими, информационными, исследовательскими. На моих уроках русского языка широкое распространение получили исследовательские и творческие проекты, главная цель которых – формирование информационной культуры и кодекса речевого поведения, воспитание у школьников любви к языку и потребности в чистой, грамотной выразительной речи. Исследовательский проект предполагает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. К этому виду работы можно отнести следующие исследования:
Во время словарной работы на уроках русского языка изучаем происхождение (этимологию) слов, так возникли проекты: «Происхождение слов Родина, Отечество, Отчизна», «Когда слова Родина и Отчизна являются именами собственными, а когда нарицательными». Изучение происхождения этих слов хорошо помогло понять произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Ребята, разбирая и анализируя образы героев повести, смогли доказать, что значит любить свою Родину, не жалея для нее своей жизни, и что такое предательство.
В процессе работы над словарными словами появились проекты «Зачем надо благодаря человека, говорить «спасибо», «Этимология слова «государство», «Заимствованные в других языках слова», «Что означает слово «здравствуйте» и др. Ребята рассказывают о том, что слово «здравствуйте» произошло от слова здоровье, так, здороваясь, в старину желали друг другу здоровья. А вот и слова «президент», «президиум». Даю задание – поразмышлять на тему «Если бы я был президентом», ребята пишут эссе, рисуют рисунки. В этом году рисунок ученицы 6 класса занял 1 место в Архангельской области, девочку пригласили для награждения в Санкт-Петербург. Когда изучаем или повторяем словарные слова, стараюсь подобрать их на одну тему. Тогда прямо на уроке у нас рождаются мини-проекты: сочинения, эссе, четверостишия.
Изучая тему написания частицы не с разными частями речи, семиклассники задумались над темой «Почему нельзя говорить все время «не могу, не буду, не получается». Так получился еще один проект, в работе над которым раскрылась дополнительная тема «Почему нельзя говорить «ничего себе». Учащаяся 7 класса сделала вывод, что это выражение, часто употребляемое людьми, дает тем самым установку на то, чтобы у человека ничего не было.
Пока изучали тему «Числительное» в 6 классе, появились проекты «Пословицы с числительными» и «Как пишется «ноль» или «нуль» в числительных».
Выйдя с летних каникул, начинаем повторять части речи, читаем стихи, разбираем предложения, определяем части речи. А дома пишем свои стихи.
Лето
Месяц июнь – первый месяц каникул.
Строим мы планы на отдых, открытия.
Школьный нам лагерь двери открыл.
В сплошную игру нашу жизнь превратил.
Месяц июль – самый жаркий на свете,
Весело всем: и взрослым, и детям.
Можно купаться, гулять, загорать,
Да и с друзьями закаты встречать.
Вот он и август. Конец скоро лета.
Мы не скучаем, ведь как у поэта:
«Мир полон солнца, добра и света».
Скоро за парты. Учеба, ответы...
Ну, а сегодня – каникулы! Лето!
Перфилова Дарья, 6 г
На уроках развития речи, говорим о красоте родной природы. А дома рождаются мини-проекты в виде стихов, рисунков.
Первый снег
Смотрю в окно и вижу -
Все как раньше.
Дома, машины, люди.
И темно.
Друзья мои. Но мне
Чего-то не хватает.
И утром рано я вновь
Смотрю в окно.
И вижу я, земля блестит,
И снег, переливаясь,
Слепит глаза.
Опять пришла зима.
Вот светлый миг!
Вот чудо превращенья!
И мир не мрачен и не сер,
А просто совершенен!
Мария Кухтина, 6 г
Не скрою, в последствие эти творческие работы я отправляю на различные конкурсы, где мои дети получают заслуженные награды.
За два года, что я работаю в этой школе, обучающиеся 7 класса провели большую и серьезную работу по теме «За чистоту русского языка в СМИ и разговорной речи», которая вылилась в большой проект.Он занял 3 место на районной конференции «Юность Поморья» в этом году. Тема поднималась не только на уроках русского языка и литературы, но и на внеклассных мероприятиях, смотрели фильмы, обсуждали, провели анкетирование, диспут, интеллектуальный марафон «Говорим по-русски, говорим правильно». Во время исследования ребята сделали подборку объявлений, реплик, сообщений, увиденных и услышанных ими на улицах, по телевидению и в сети Интернет, в которых были допущены ошибки. Собрав данные, они проклассифицировали ошибки и выяснили, что их, как правило, можно подразделить на орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические и ошибки в произношении слов. Для анализа использовали различные словари.
Интересная работа идет и во время уроков литературы. Здесь вообще большое поле для исследования. Одна словарная работа чего стоит. Мы работаем по учебнику под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. При изучении произведений 18-19 веков, встречаем много непонятных современным детям слов. Используем, если есть сноски, а нет, снова обращаемся к словарям и берем работу домой. А еще ходим в наш замечательный краеведческий музей им. А.П.Огаркова, где тоже можно получить ответы на многие вопросы. Так в произведениях И.Бунина «Лапти»,М.М.Пришвина «Кладовая солнца» встретились такие незнакомые слова, как лапти, лохань, шайка. Так родились проекты по народным промыслам Севера, по зодчеству родного края, его природе.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа.
Например, у М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
Уроки доброты преподносит нам в своем рассказе «Бедные люди» Л.Н.Толстой, проблемы доверия, взаимопонимания, справедливости и милосердия в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». На примере этих и других произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
А дома мои дети пишут сочинения и сказки о семье.
(Проект «Сказка «Сон наяву» В.Саковской).
Мне нравится, что родители не остаются в стороне, они всячески помогают своим детям, ездят с ними на экскурсии, посещают библиотеки, музеи, архивы. За два года мы с ребятами побывали на экскурсиях в г. Каргополь, на космодроме в г. Мирном, в Малых Корелах, Голубино. Эти поездки расширили не только кругозор моих детей, но и пополнили словарный запас, сплотили не очень дружный в прошлом класс. А еще своими впечатлениями о мероприятиях, поездках, интересных событиях своей жизни ребята делятся в школьной газете «Квадра», редактором которой я являюсь.
Сейчас огромную помощь и школьникам и взрослым оказывает,конечно, Интернет. Интернет вообще все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. И это проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, показать, как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышление над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителей русской нации.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
В современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.
За последние годы я пришла к выводу, что в проектной работе много плюсов: ученику гораздо легче освоить интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы и заканчивая оценочными суждениями.
Проектная деятельность даёт возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний школьников.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность, безусловно, важна и необходима, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.
Я верю, что ученики, с ранних лет интересующиеся историей и природой родного края, традициями своих предков, заботящиеся о сохранении памятников материальной и духовной культуры, преклоняющиеся перед подвигами великих людей родной земли, будут достойны памяти своих отцов и дедов. Так мы сохраним духовность и укрепим нравственные принципы в наших детях.
Библиографический список:
1.       Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (https://www.e-reading.club/book.php?book=34608)
2.       Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn)
3.       Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. Статья.//Русский язык. – М., 2007
4.       Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – М., 2009.
5.       http://открытыйурок.рф/статьи/618304/
6.       
2019