НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мишутова А. С., Ващенко Д. С., Бекмухамедова Е. В. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Рисование кляксами»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Цель: развитие творческих способностей детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография».
Программное содержание:
Развивающие:
·Развивать детское воображение, фантазию, творчество.
·Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Обучающие:
·Обогащать знания детей о нетрадиционных техниках рисования.
Воспитательные:
·Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученное изображение, рисунки своих товарищей.
·Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
Материал и оборудование: альбомные листы, кисти, краски, стаканчики с водой, коктейльные трубочки по количеству детей; крупное изображение кляксы на палочке, аудиозапись со словами Кляксы, техника для проигрывания аудиозаписи, веселая музыка.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям немного порисовать красками. Дети присаживаются за столы, на которых уже стоят краски и разложены чистые альбомные листы.
В это время, из другого помещения (например, музыкального зала, спортивного зала, коридора и т.д.) в группу заходит другой педагог или какой-либо другой взрослый. В руках у него Клякса.
Взрослый: Здравствуйте, ребята. Я тут пробегал(а) мимо вашей группы, а около двери встретил(а) вот такую интересную гостью. Я ее к вам привел(а), а сам(а) дальше пойду по своим делам.
Клякса: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с гостьей.
Голос Кляксы педагог может заранее записать на диктофон и в нужный момент только включать запись.
Педагог: Ребята, Вы знаете, кто это?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Если дети не узнали, кто к ним пришел, то педагог предлагает познакомиться.
Педагог: Ребята, а что такое клякса?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Педагог: Клякса – это такое пятно с неровными краями, неопределенной формы. И получается это пятно, если разлить какую-нибудь цветную жидкость. Краску, например.
Педагог (обращается к Кляксе): Милая гостья, а для чего ты к нам пришла? Уж не для того ли, чтобы запачкать своими пятнами наши чистые листочки, на которых мы хотим рисовать?
Клякса: Нет, нет, нет! Это раньше я была такой врединой и пачкала детские тетради и альбомы. А сейчас я исправилась! И стала художницей и большой фантазеркой!!! Хотите со мной пофантазировать?
Выслушивает ответы детей.
Педагог: Нам, Клякса, очень интересно. А что же мы сегодня будем делать?
Клякса: Мы будем рисовать кляксы и превращать их во что захотим! И делать это мы будем с помощью вот таких трубочек (показывает коктейльные трубочки). Интересно?
Дети делятся своими мыслями и эмоциями.
Клякса: Нам с ребятами очень интересно! Но прежде чем мы все вместе начнем творить и фантазировать, давайте-ка немного поиграем и разомнемся!
Воспитатель предлагает детям вместе с Кляксой поиграть в игру «А ну-ка, повтори!». Дети становятся в круг. Под музыку передают Кляксу по кругу. Когда стихнет музыка, тот ребенок, у которого останется в руках Клякса показывает любые движения. А остальные дети должны эти движения за ним повторить.
Клякса: Ребята, как славно мы с вами поиграли! Спасибо, вы меня развлекли и повеселили. Мне кажется, что даже солнышко за окном стало ярче светить! А давайте мы с вами нарисуем солнечную полянку?
Выслушивает мнения детей. Если кто-то из детей не хочет рисовать солнечную поляну, а выбрал другое содержание рисунка – Клякса соглашается и предлагает им посмотреть, как она с детьми будет рисовать поляну, а потом самим изобразить то, что они хотят.

Педагог: Давай-ка, Клякса, мы с ребятами сядем за столы, а тебя вот здесь, рядом с нами поставим. Будешь нам объяснять и подсказывать.
Клякса: Хорошо. Давайте сначала нарисуем солнышко. Для этого нам нужно с помощью кисти и краски поставить желтую кляксу на том месте, где у вас будет солнышко.
Педагог и дети выполняют необходимое действие. Воспитатель обращает внимание детей на то, что краска не должна быть густой. Для этого необходимо набрать кисточкой больше воды.
Клякса: Затем берем трубочку и, не задевая краску, не прикасаясь к бумаге, начинаем раздувать кляксу в разные стороны, поворачивая лист бумаги.
Педагог и дети выполняют необходимое действие.
Педагог: Посмотрите, какие лучики появляются у нашего солнышка! Клякса, а давай-ка мы с ребятами попробуем дальше рисовать сами. А ты за нами понаблюдай.
Клякса соглашается.
Педагог: Ребята, а что растет на полянке?
Выслушивает ответы детей.
Педагог: Конечно это сочная зеленая трава! А как мы изобразим траву?
Выслушивает ответы и предположения детей.
Педагог: В низу листа, где должна расти трава, поставим несколько зеленых клякс и будем раздувать краску в одном направлении. Вот так.
Педагог показывает действие. Дети выполняют вместе с ним.
Педагог: Какая густая, высокая трава выросла на наших полянках. Солнышко светит ярко, и на полянках расцветают цветочки! Выберите самые высокие травинки и поставьте на них маленькие кляксы другого цвета (красного, синего, желтого). И раздуем от кляксы лепесточки.
Педагог показывает действие. Дети выполняют вместе с ним.
Педагог: Посмотри, Клякса! Какие красивые полянки у нас с ребятами получились!
Клякса: И правда! Ребята, какие вы молодцы! Какие аккуратные, яркие и непохожие друг на друга у вас работы! Вы так быстро всему учитесь! Вам понравилось рисовать с помощью клякс? Как вы считаете, чьи работы получились самыми необычными?
Дети делятся своими эмоциями и впечатлениями о рисовании, своих рисунках и работах своих товарищей.
Клякса: Ребята, мне очень понравилось с вами рисовать! Но мне пора в другую группу. Там меня тоже ждут юные художники. До свидания, друзья!
Дети прощаются с Кляксой. Воспитатель выносит ее из группового помещения.
Дети еще раз рассматривают готовые рисунки. Педагог сообщает детям, что прием рисования кляксами называется кляксография. И предлагает детям вспомнить уже известные им приемы рисования.

Воспитатель: Ребята, на ваших рисунках так ярко светит солнышко! Мне кажется, что в группе стало даже теплей и светлей! Теперь вы можете поделиться этим теплом с тем, кем захотите. Просто подарите ему свой рисунок и скажите «Дарю тебе свой лучик света и тепла».
2022