Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Яркова А.Д., Ярков Д.Е. Как осуществить проектирование деятельности ученика на уроке и дома. Приемы реализации целеполагания на уроке

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Проектирование это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Соответственно, должна быть структура процесса решения задачи проектирования, которая помогает ответить на вопрос «Как это делать?».
Процесс проектирования напрямую связан с регуляцией учебно-познавательной деятельности и с волевой саморегуляцией в целом.
Существует несколько этапов деятельности ученика от целеполагания до оценки:
1.Целеполагание;
2.Планирование;
3.Прогнозирование;
4.Контроль;
5.Коррекция;
6.Оценка.
Изучив ФГОС ООО можно выделить следующие регулятивное УУД: [2]
·Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения;
·Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
·Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяя при этом способы действий и их корректируя;
·Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.
Проектирование по своей сути подразумевает разные смыслы:
·Проектирование учебно-познавательной деятельности в целом;
·Проектирование отдельных видов деятельности;
·Выполнение проекта как индивидуального, так и группового.
Субъектом проектирования является учащийся и поэтому должен обладать следующими умениями: принимать решение и проектировать способы деятельности, доводить решение задачи до конца, представляя свое решение в словесной или иной форме, видеть учебную проблему и находить информацию и способы решения данной проблемы и получать результат на основе всего вышесказанного.
Для получения успешного результата проектной деятельности, необходимо грамотно и четко поставить цель – наш идеальный результат, который хотим достичь.
Целеполагание неотъемлемая часть не только проекта, но и всей человеческой деятельности. По мнению О.Е. Лебедева, любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем, где человек выступает как субъект целеполагания и как субъект целереализации. При этом О.Е. Лебедев определяет иерархическую систему целей. Процесс активного целеполагания напрямую связан с регуляцией учебно-познавательной деятельности, с волевой саморегуляцией в целом.
Для осуществления целеполагания ученика на уроке, необходимо исходя из требований стандарта, продумать свою систему с учетом специфики естественнонаучных, социо-гуманитарных и эстетических предметов, особенностей класса и т.д.
Целеполагание учеником осуществляется посредством постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно им и усвоено, и того, что еще не известно.
Вершиной целеполагания выступает целевая программа действий. Она представляет собой программу учебно-познавательной деятельности ученика, составленной им самостоятельно или с помощью педагога. В этой программе зафиксированы цели и предполагаемые результаты.
Для того чтобы помочь учителю осуществлять целеполагание на уроке, были разработаны и апробированы отдельные приемы. На основе этого составлен алфавит приемов целеполагания. Применение этих приемов позволяет учителю сделать процесс целеполагания творческим и интересным.
На уроках истории и обществознания можно применять большое количество приемов целеполагания, при этом порой их можно комбинировать и дополнять. Применение каждого конкретного метода зависит от многих факторов, в том числе: класса, возраста учеников, темы урока, задачи урока и т.д.
На уроках истории Древнего мира в 5 классе можно использовать прием театрализации: заранее попросить нескольких детей разыграть сцену, например из Древнегреческих мифов, а далее дети сами попробуют поставить цель урока.
С помощью приема «Верите ли вы, что...» и с помощью интересных вопросов можно начинать урок по истории, причем этот метод используется во всех классах.
Кроме этого, для учеников более взрослых используются более сложные приемы. Например: «Тема-вопрос», в рамках которого учитель формулирует тему урока в виде вопроса, а учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. К примеру, на уроке истории можно взять тему «Иван Грозный: тиран или реформатор?»
На уроках обществознания применяется метод «Значимость для себя», где ученики сами определяют важность и значимость учебного материала и конкретной темы урока (Например, тема «Экономика семьи» в 7 классе).
Таким образом, для осуществления целеполагания на уроках, в проектной деятельности, можно использовать различные приемы, которые в конечном итоге помогут поставить за минимальное время правильную цель и добиться нужного результата.
Библиографический список:
1.Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 184 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2019