Актуальные вопросы дошкольного образования

Кипрова Н.Н., Елизарова Т.В. Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Родные дорожки»

Библиографическое описание:
Кипрова Н.Н., Елизарова Т.В. Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Родные дорожки» // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, что воспитывает уважение, гордость за свою Родину. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, с героя народной сказки. Поэтому, патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что отражено в ФОП.

Дидактическое игровое пособие является частью РППС группы, отвечает принципам многофункциональности и вариативности.

Цель: формировать представления детей о Родине.

Задачи:

1. Расширять представления детей об объектах ближайшего окружения (название родного города и его достопримечательностей);

2. Обогащать знания о многообразии представителей животного и растительного мира, об их отличительных признаках;

3. Обобщать знания о временах года и явлениях природы;

4. Закреплять представления о родной культуре, фольклоре и сказочных персонажах;

5. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Возрастная аудитория: дети 3-4 лет.

Условия применения пособия. Пособие предназначено как для занятия с одним ребенком, так и с группой 2-5 человек.

Предварительная работа. Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки. Проводится краткая беседа, выявление уровня знаний по теме. Обсуждаются условия и правила игры.

Состав пособия. Пособие состоит из пяти тематических полей (достопримечательности нашего города, дикие животные нашего края, цветы и деревья нашего края, времена года, персонажи родных сказок) и соответствующих каждому полю разрезных карточек.

Методические рекомендации. Данное пособие, являясь эффективным средством обучения, может быть составной частью занятия. Дидактические игры можно организовать как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. Дидактические игры можно использовать для проверки знаний и умений детей. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Пособие может использоваться в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

Необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

Степень новизны:

пособие многофункционально, может быть использовано:

- в качестве игр или иллюстраций при проведении занятий в рамках тематических недель;

- и индивидуальной, групповой и фронтальной форме;

- для отработки знаний сразу по нескольким лексическим темам;

- при участии педагога и самостоятельно.

По мере необходимости может усложняться, дополняться новыми тематическими карточками и вариантами игр.

Варианты игр.

Лото

Цель: закреплять названия предметов и явлений, развивать умение соотносить и распределять карточки на тематические группы.

Оборудование: все игровые поля и карточки.

Ход игры: Тематические поля распределяются между детьми. Ведущий (ребенок или воспитатель) достаёт поочерёдно карточки. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какому полю соответствует конкретная карточка. Выигрывает тот, кто первым соберет всё поле.

Дикие животные нашего края

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными родного края.

Оборудование: карточки с изображениями диких животных.

Ход игры: воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями диких животных, просит назвать отличительные признаки данного животного. Затем дети должны ответить, как называется папа, мама и детеныш данного животного.

Я здесь был!

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать память, речь; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Оборудование: поле и карточки с изображениями города.

Ход игры: Ребёнок берёт на столе одну из перевернутых карточек с видами родного города, затем даёт краткое описание изображенного места.

Назови одним словом

Цель: учить детей обобщать изображения в тематическую группу, уметь называть несколько изображений одним общим словом.

Оборудование: Все игровые поля.

Ход игры: Ведущий показывает одно из тематических полей, дети называют все изображения, а затем обобщают одним словом.

Четыре сезона

Цель: закреплять знания детей о временах года, их отличительных чертах.

Оборудование: карточки времен года.

Ход игры: ребенку предлагается разложить в правильной последовательности карточки с изображением времен года. Дать краткую характеристику каждому из сезонов.

Герои детства

Цель: учить детей анализировать и применять свои знания о героях сказок и их поведенческих чертах.

Оборудование: карточки со сказочными персонажами.

Ход игры: Ребенку предлагается вспомнить из какой сказки данный персонаж, описать его характер, поступки, внешность.

Цветок или дерево?

Цель: учить детей различать растения, обогащать словарь названиями растений.

Оборудование: карточки с цветами и деревьями.

Ход игры: детям предлагается определить относиться ли растение к цветам или деревьям.

Литература

1. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л.Н. – МБДОУ №19, Армавир, 2019г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 1991.

3. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. - М.,2005.

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982.
2024-03-06 10:58 2024