Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Пряхина Е. С. Коррекционно-развивающая работа по формированию моторики рук у детей с ДЦП

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Аннотация. В статье описываются способы формирования и развития движений пальцев руки детей с детским церебральным параличом.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, нарушения функции рук, зрительно-моторная координация, степень тяжести поражения рук.
Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Именно через него мы получаем сведения об окружающем мире.
Между тем у детей с ограниченными двигательными возможностями с течением времени накапливается колоссальный дефицит такого опыта, а значит, становится невозможным равномерное становление психических процессов.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы. Ведущим нарушением в развитии является поражение двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения представляют своеобразную аномалию моторного развития (задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности), которая без своевременной и соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на формирование психического развития ребёнка [6].
В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функции рук, которые затрудняют формирование хватательной функции кистей и пальцев, формирование тактильного восприятия, манипулятивной деятельности, навыков самообслуживания [7].
Особый вклад в изучение различных аспектов этого заболевания внесён нашими отечественными учёными: К.А. Семеновой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук, А.В. Кротковой, Л.А. Даниловой, И.Г. Синельниковой и др.
Степень тяжести поражения рук широко варьируется. При различных формах ДЦП отмечается:
·          патологическое состояние кистей рук;
·          недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации;
·          недостаточность или отсутствие хватания и манипулятивной деятельности;
·          в большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец;
·          ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу;
·          почти у всех детей даже в более позднем – дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Работая в группе с детьми разного возраста со сложным дефектом, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе тяжелой двигательной патологией я убедилась, что одним из основных и главных направлений в коррекционно-развивающей работе является формирование и развитие моторики рук детей. Эта деятельность включается в организованную образовательную деятельность педагогов с детьми, а также развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук связано с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни.
Часто педагогами практикуются тренировки мелкой моторики с помощью мелких предметов (мозаика, зернышки и т. д.). Увлечение такой тренировкой при клинике ДЦП на фоне патологического дефекта (например, приведенного первого пальца), ведёт к закреплению основного дефекта в головном мозге уже в виде двигательного стереотипа. В итоге ребёнок ещё дальше окажется от линии обычного развития.
Прежде чем начинать работу по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП, нужно сначала выявить уровень или степень её развития.
При организации педагогической работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
·          развитие опорной функции на раскрытые кисти;
·          осуществление произвольного захвата предметов кистью;
·          включение пальцевого захвата;
·          противопоставление пальцев;
·          постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия;
·          дифференцированные движения пальцев рук [5]
Организовывая коррекционно-развивающую работу и предметно-развивающее пространство группы, педагогам важно создать условия для формирования всех функций руки: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, осязательной, манипулятивной, предметно-практической, зрительно-моторной….
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребёнка в средней трети, производятся лёгкие качающее - потряхивающие движения).
Далее проводится массаж и пассивные затем пассивно-активные и, наконец, активные упражнения кистей и пальцев рук. Все движения тренируются на специальных занятиях, а так же во время бодрствовании ребёнка – при одевании, приёме пищи, игре.
В ходе коррекционной работы сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести [8].
Для развития более тонких движений пальцев формируем захват сначала тремя, а позже двумя пальцами. Здесь будут полезны упражнения в нанизывании бус, колец, пуговиц на нитку; можно также учить ребёнка передвигать косточки на счётах; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам; раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам.
Упражнения такого рода следует разнообразить, при этом одно и то же упражнение необходимо неоднократно повторять, чтобы выработать прочный навык, а успехи ребёнка всячески поощрять.
Для лучшего достижения результатов работа проводится учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре, родителями, врачами (ортопедом, физиотерапевтом, педиатром), специалистом по лечебной физкультуре и массажистом.
На основе движения и определённых видов практической деятельности развиваются мышечные и тактильные ощущения, расширяется кругозор, формируются процессы восприятия, познавательная активность, стимулируется творческое воображение.
Таким образом, своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью, способствует развитию самостоятельности ребёнка с ДЦП в быту, развитию его умственных способностей, что в конечном итоге облегчит будущее обучение и социализацию в обществе.

Библиографический список

1.       Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988. – 328 с.
2.       Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. – Л.: Медицина, 1986. – 176 с.
3.       Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997 - 224 с.
4.       Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. -СПб., Изд-"Дидактика Плюс", —2001, 272 с.
5.       Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
6.       Лечебная помощь детям с церебральными параличами. - Метод. пособие. Под ред. М.Н. Гончаровой. - Л.: Медицина, 1962 г.
7.       Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.
8.       Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
2021