Актуальные вопросы дошкольного образования

Дронова Т.Н., Гаврилова Е.А., Куркан Т.А. Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе

Библиографическое описание:
Дронова Т.Н., Гаврилова Е.А., Куркан Т.А. Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Дошкольный период является главным периодом становления личности ребенка. Именно в этот промежуток времени крайне интенсивно происходит развитие индивида, закладываются устойчивые личностные конструкторы, формируются ключевые паттерны социального поведения.

Социализация – формирование дошкольника в структуре социальных отношений как элемента системы, то есть ребе нок становится частицей социума, при этом происходит усвоение им элемен тов культуры, социальных ценностей и норм. Инвалид – человек с нарушением здоровья с устойчивым расстройством функций организма, в следствии заболеваний, травм или природными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность его социальной защиты [4, с.131]. ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – индивид, который не в состоянии выполнять основные обязанности или функции по причине индивидуального физического или психического состояния. Это состояние может быть общим или частичным, временным или хроническим [5, с. 155].

Проблема толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями остро поставлена. Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении людей с различными дефектами здоровья. Чтобы развивать в обществе культуру отношения к таким детям, а им дать опыт общения в новой для себя среде, правительством было принято решение о совместном процессе обучения всех детей. В нормативно-правовых документах указано, что образовательные услуги должны оказываться всем детям, поэтому появилась концепция инклюзивного образования.

В связи с разнообразными объективными и субъективными причинами ребенку с ограниченными возможностями гораздо труднее стать субъектом социализации. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида. И представляет собой общность социальных процессов, именно благодаря им человек овладевает и репродуцирует систему знаний, ценностей и норм, которые предоставляют возможность ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

При социализации важнейшую роль играет семья, ведь она является первоисточником знаний о системе ценностей, норм, социуме. Вторым важным звеном социализации является детский сад, где дети действуют в режимной системе. Наивысшим уровнем социализации индивида является его реализация социального потенциала.

Дошкольники в процессе социализации реализуют следующие стадии: имитация – происходит подражания поведения взрослых; игра – воспроизводятся простейшие роли; групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение [2, с. 256].

Итак, образовательная область при социализации включает: детей, родителей, педагогов, специалистов. Очень важно, чтобы происходил тесный контакт всех участников, чтобы шла положительная динамика. Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется путем индивидуализированной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки социума к вхождению детей с особенностями жизнедеятельности.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, будет направлена либо на излишнюю гиперопеку, либо на депривацию материнского отношения и родительских забот. Отношение в обществе к таким детям, особенно, имеющим явные патологии, физические дефекты, приводит к изоляции. Негативное отношение окружающих ослабляет социальную позицию человека, обрекает на неконкурентоспособность с другими детьми. Разумеется, родители, растящие нездоровых детей, сначала направят свои усилия на их лечение, оздоровление и реабилитацию. Но для социальной активности таких детей, необходим второй важный фактор – социально-педагогическая развивающая среда, включающая специальное предметно-игровое пространство, обеспечение условий, для развития всех видов деятельности. Это важное обстоятельство обеспечивается семьей.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды очень редко выступают с позитивной жизненной позицией. Много детей не стремятся изменять жизнь, считают себя неспособными на сложный шаг. Этим индивидам необходимо научная система психологических и социально-педагогических вмешательств, которые будут способствовать формированию у них самостоятельности, навыков трудовой деятельности и культуры поведения, подобающего духовно-нравственного облика, умения быть ячейкой общества [3, с. 304].

Дети с какими-либо дефектами, немного отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность коммуникативных навыков и самообслуживания является результатом недостаточного воспитания. Ограничение во внешнем взаимодействии с окружающими в силу ограничений по состоянию здоровья, изолированность индивида от общества и постоянное пребывание только в своей семье, общение только с членами своей семьи приводит к тому, что дошкольник не имеет опыта общения с представителями иных социальных ролей. Это ограничение в конечном итоге может служить причиной того, что он будет менее успешен в понимании других людей, в предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.

Всему этому ребенка можно обучать в игре с куклами, в игровой форме, с использованием приемов куклотерапии. Необходимо реализовывать коррекционно-развивающую деятельность. Для этого, надо включать упражнения подражательного и творческого направления, рассказы, беседы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пантомимики, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, речи т.д.

Внедрять игротерапию, которая реализует три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Включение театрализованной деятельности позволяет разрешить разные проблемы, связанные с трудностями коммуникации, неуверенностью. Театрализованные упражнения и игры насыщают дошкольника знаниями, способствуют формирование потребностей в коммуникации с окружающими. Например, игра «Ласка». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение. Игроки держатся за руки. Один из кидает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Танечка т.д. Второй ребенок кидает другому. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён [2, с. 99].

На первом месте в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В коррекционной работе с такими детьми применяют также не традиционные методы: куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, глинотерапия, пескотерапия, кинезиология, точечный массаж. Стараться не употреблять слово «нет», «нельзя». Чаще поощрять и хвалить ребенка. Не переутомлять. Общаться спокойно, сдержанно. Организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; упражнения на релаксацию; постоянная смена видов деятельности. Нормировать нагрузку, побольше физкультминуток., пальчиковых гимнастик.

Индивидуализация – сотрудничество между взрослым и ребенком во всех видах деятельности по поддержке и развитию того, что заложено в индивиде от природы и что им было приобретено в индивидуальном опыте. Этот процесс воспитания строится дифференцированно, в зависимости от физических и умственных способностей, уровня развития ребенка. Поэтому в детском саду должны реализовываться планы индивидуальной коррекционной работы. А также проводить комплексную работу с воспитателями, логопедами, психологами, медицинским персоналом. Оказывается методическая и консультативная помощь родителям.

Таким образом, целесообразно рассуждать о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и детей-инвалидов и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно зависит от систематической педагогической коррекции детей, раскрытия их потенциала в разнообразных видах жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2003. 58 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 2003. 256 с.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 2000. 304 с.

4. Новосёлова Г.А. Подготовка будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. – М., 2010. 131 с.

5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. М., 2005. 155 с.
2023-11-27 10:49 2023