Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Тимофеева Ю.В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Практическую подготовку выпускника, его готовность к выполнению профессиональных функций оценивают, в первую очередь, работодатели, которые являются конечным потребителем продукта сферы профессионального образования. Именно поэтому одним из ведущих направлений в подготовке будущих специалистов, повышении их конкурентоспособности на рынке труда, является создание системы взаимодействия с работодателями.
В соответствии с документом «Стратегия 2020» [5]: от экономики «директив» к экономике «стимулов», решением обозначенных проблем является развитие сотрудничества работодателей и образовательных учреждений. Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» [4] предусматривает меры по совершенствованию подготовки специалистов, среди которых расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. В международной практике, понятие социального партнерства в области профессионального образования уже сформировалось и понимается как взаимодействие с субъектами экономической жизни и сферы труда в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на компетенции рабочей силы на рынке труда [3].
С целью совершенствования профессиональной подготовки студентов и закрепления их на производстве, необходимо возродить «наставничество» в том варианте, который существовал прежде, и проследить трансформацию функций «наставничества» в связи с изменившимися условиями.
Понятие «наставничество» продолжает оставаться довольно сложной и неоднозначной категорией, имеющей к тому же и множественную интерпретацию.
Одним из ведущих направлений в подготовке будущих специалистов, повышении их конкурентоспособности на рынке труда, является создание системы взаимодействия с работодателями.
Ключевая роль в развитии наставничества в сфере профессионального образования принадлежит работодателям и их организациям, которые решают следующие задачи:
-   профессионального обучения, определения содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ;
-определения условий и целей разработки профессиональных стандартов и базовых профессиональных компетенций;
-участия молодых специалистов в сотрудничестве со студентами;
- организации и осуществлении совместных мероприятий, способствующих ранней профориентации;
- разработка и реализация совместных проектов (ВСР «Молодые профессионалы, олимпиады по востребованным специальностям).
ПТФ КПК имеет давние партнерские взаимоотношения по подготовке специалистов для АО ЮГК, постоянной задачей филиала является подготовка кадров в соответствии с современными требованиями производства. Установить и освоить эти требования, которые постоянно возрастают, можно лишь погрузив студента в условия реального производства. Студенты, приходя на производственную практику, попадают под контроль опытных производственников, которые проводят практическое обучение на должном уровне с максимальным эффектом. Большая часть практического обучения проходит именно в подразделениях предприятия на реальных рабочих местах, специалисты-производственники являются наставниками наших студентов во время производственной практики и помогают в выполнении итоговой квалификационной работы.
Вторым направлением, не менее важным, чем становление специалиста, является воспитание активной социальной позиции гражданина и человека.
В новых условиях проблема «наставничества» не утрачивает своей остроты, в ней открываются новые грани, связанные с особенностями развития личности в условиях существенного изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества. Поэтому необходимо способствовать участию студентов в различных общественных организациях города и района: молодежных организаций политических партий, молодежном комитете, женсовете, совете предпри нимателей.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что реализация и организация наставничества – это комплекс воздействий, который может рассматриваться как педагогическая система со своими структурными компонентами, позволяющий формированию разносторонне развитой личности молодого человека.

Литература

1.     Малкин И. И. Психолого-педагогические основы наставничества: учеб. пособие. – Казань: Казан. гос. пед. ин-т. 1978. – 682 с.
2.     Михеев В. А., Михеев А. В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5. – С. 194–206.
3.       Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. – М., 2005. – С. 82.
4.     Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики // Вестник образования России. – 2008. – № 14. – С. 28–80.
5.     Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов»: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия». – М., 2008.


В оргкомитет научно –

практической конференции

ЗАЯВКА

на участие в научно – практической конференции «Образование и производство. Актуальные проблемы и перспективы»


Наименование организации

Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»

Сведения об участнике

Тимофеева Ю.В.

Наименование темы исследования

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Участник _______________ Тимофеева Ю.В.
2019