НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Федосенко О.П., Прохорова Т.В. Долгосрочный проект по теме: «Развитие связной речи посредством русской народной сказки»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Тип проекта:
·    по направленности: познавательно – творческий, ролево-игровой
·    по количеству участников: групповой
·    по продолжительности: долгосрочный

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, логически правильно выстраивать предложения, способного к анализу, самоанализу.
   Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным. И, в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
   Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
  Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для развития речи у детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Джани Родари
Тема проекта выбрана не случайно: выяснилось, что ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Телевизор и гаджеты в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. А русская народная сказка вообще отошла на второй план, её вытиснили зарубежные мультфильмы. Сказка оказалось незаслуженно забытой, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.
Таким образом, все выше сказанное побудило нас возродить интерес детей и родителей к сказкам.
Цель проекта: Развитие связной речи посредством русской народной сказки.
Задачи проекта:
Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Гипотеза проекта:
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится связная речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Срок реализации проекта: учебный год (с сентября – по май)

Этапы работы над проектом:
1-й этап: подготовительный.
- Формулирование цели и определение задач
- Составление плана основного этапа проекта
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов по теме проекта
- Подбор материалов по теме проект
- Организация предметно-развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта
- Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта
2-й этап: основной
Форма работы:
- непосредственная образовательная деятельность
- совместная деятельность
- работа с родителями
3-й этап: заключительный
- Обработка и оформление материалов в виде презентации 
- Создание совместно с родителями самодельных книжек по сказкам
- Оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка»
- итоговое театрализованное развлечение по рус. нар. сказке «Теремок»
Участники проекта:
- Дети старшей группы компенсирующей направленности
- педагоги, специалисты
- родители.

Интеграция образовательных областей по теме проекта


Образовательная область

Мероприятия

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой сказки герой?», «Кто из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Волшебный мешочек», «Исправь ошибку художника».
 Кубики и пазлы по разным сказкам.
Сюжетно-ролевые игры по сказкам.
Игры в театральном уголке.
 Беседа о роли сказки в жизни человека.
Развивающие игры: «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки».
Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье», «Мастерская по изготовлению кукол».
Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра; что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовит театральные куклы?
Экскурсии: в библиотеку, в дом культуры, в театр.
Познавательное развитие




Чтение, просмотр и прослушивание русских народных сказок, проведение викторины по сказкам.
Использование сказок и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических играх.
Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы).
ООД «Знакомство с театром».
Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.
Настольные игры с правилами по сказкам.
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям.
Конструирование из различных материалов по сказкам.
Речевое развитие


Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.
Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.
Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословицы.
Дидактические игры: «Подбери рифму», «Закончи фразу», «Исправь ошибку».
Артикуляционная гимнастика по сказкам.
Придумывание авторской сказки
Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.
Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в досуговые мероприятия ДОУ
Консультации для родителей по теме проекта
Помощь в создании атрибутов к сказкам;
 в организации экскурсий, в подготовке костюмов для театральных игр.
Совместное изготовление книжек по сказкам.

Вывод
Наш опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и в воспитании детей этапе их развития. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.






Библиографический список

1.    Большева Т. В. Учимся по сказкам: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно – методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
2.    Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /И. Зимина // Дошкольное воспитание. 2005, №5.
3.    Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
4.    Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
5.    Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Феникс, 2008г.

2022