Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Федорова И.В. Формирование функциональной грамотности в образовательном процессе согласно требованиям ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В наше время высоких тенолоий, развития новых информационных возможностей, далеко не все умеют работать с информацией, текстами и т.д. Уметь анализировать текст, полученную информацию, мыслить и думать логически. Очень удобно и быстро получить нужную информацию, ответ на любой вопрос через интернет. И поэтому в образовательном процессе возник вопрос о формировании фцнккциональной грамотности.
Так что же это, функциональная грамотность? Давайте разберемся вместе.
(Лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Если проще, функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Фукциональная грамотнсть включает в себя следующие грамотности: читательсккю, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную.
Итак, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При формировании читательской грамотности оценивается не техника чтения, не только умение понимать главную мысль всего текста и смысл отдельных его частей, оцениваются главным образом – умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни.
Читательская грамотность помогает человеку «достигать своих целей, расширять свои знания и возможности», обеспечивая, например, возможность закончить учебное заведение или найти работу, а также удовлетворить менее конкретные и близкие желания – расширять и обогащать личную жизнь. Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной жизни», позволяя не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, и политические. Грамотным людям, к примеру, легче ориентироваться в сложных институтах – медицинских, правовых, банковских. Им легче принимать разумные решения в гражданских выборах, так как читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной свободы.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобализация породила инновационные процессы, которые вызывают как позитивные изменения (ускорение, стирание границ, автоматизация), так и негативные последствия во всем мире (снижение информационной безопасности, социальное неравенство).
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов. Таким образом, формирмирование функциональной грамотности для человечества, а в данном случае в образовательном процессе — есть неотъемлемая часть обучения школьников. Ведь необходимо воспитывать грамотного человека со школьной скамьи.
"Библиографический список"
1. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006.
2.Интернет — ресурсы: https://dic.academic.ru/
3. По материалам сайта Центр оценки качества образования) http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
4. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М.: ИТОП РАО,1999.
2019