Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гришина В.А. Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы «Путешествие с Алёнушкой»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Цель: содействие развитию психических процессов, познавательной компетенции.
Задачи:
-формировать детскую инициативу к деятельности;
-развивать мотивацию к занятию;
-развивать эмоциональный и социальный интеллект;
-развивать различные виды памяти;
Оборудование: лист, мольберт, картинки «весёлое солнце», «грустный заяц», «туча», «дождь», «птица Иволга», «берёза», «река», «мост», «полевые цветы», музыкальное сопровождение «шум дождя».
1.Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Педагог-психолог: Что мы сейчас сделали?
Дети: Поздоровались!
Педагог-психолог: Правильно! Мы поздоровались. Сказали друг другу «Здравствуйте». Как можно здороваться без слов?
Дети: Можно показать приветствие рукой или пожать друг другу руки.
Педагог-психолог: Правильно! Я вам предлагаю сейчас поздороваться другими способами. Для этого надо встать в круг.
(Дети становятся в круг)
Педагог-психолог: Поздоровайтесь со своими соседями рукой. Ногой. Коленкой. Локтём. Головой. Понравилось? Повысилось настроение?
Дети: Да.
(На мольберте рисунок с изображением Аленушки и солнышка).
2.Введение
Педагог-психолог: Посмотрите на солнышко. Как вы думаете? Какое у него настроение?
Дети: Весёлое, радостное.
Педагог-психолог: А как вы догадались?
Дети: Оно улыбается.
Педагог-психолог: Правильно ребята! У солнца весёлое настроение. Оно смотрит на вас и радуется вместе с вами. Кого вы ещё видите на мольберте?
Дети: Девочку.
Педагог-психолог: Эту девочку зовут Алёнушка.
Педагог-психолог: А у Алёнушки какое настроение?
Дети: Доброе, радостное.
Педагог-психолог: Верно. Алёнушка пришла к нам из сказки. Хотите узнать, почему она к нам пришла?
Дети: Да.
Педагог-психолог: Тогда слушайте.
Жила на свете девочка по имени Алёнушка. Была она добрая. Всем помогала. Могла птичку вылечить или зверушку спасти. Все лесные жители знали, что к Алёнушке можно обратиться за помощью. Один раз прискакал к ней зайчик. Вот он.
(на мольберте появляется изображение зайчика)
Педагог-психолог: Какое настроение у зайчика?
Дети: Грустное. Он плачет.
Педагог-психолог: Верно. Зайчик плачет. Грустное.
Алёнушка спрашивает зайчика:
— Что случилось, зайчик милый?
— Я потерялся. Бегал, прыгал и ушёл далеко от дома. Помоги мне, отведи в лес к маме и папе, - умоляет зайчик.
— Помогу тебе. Но одна в лес не пойду. Позову друзей с собой, — говорит Алёнушка, — Ребята! Помогите.
Педагог-психолог: Ребята, Алёнушка просит вас идти с ней в лес сказочный и отвезти зайчика домой. Поможем?
Дети: Да.
З. Основное содержание
Алёнушка: Ребята! Мы отправляемся в дорогу. Но нам необходимо всё примечать и запоминать. А потом самим найти дорогу домой. Пошли с нами зайка.
 Представьте себе, что мы вышли из детского сада и пошли по сказочной тропинке с Алёнушкой и зайчиком.
Тропинка привела нас на полянку, а на полянке растет дерево (картина «Береза»). Ребята, посмотрите на дерево. Как оно называется?
Дети: Берёза.
Алёнушка: А как вы догадались?
Дети: У дерева белый ствол с чёрными пятнами. Это берёза.
Алёнушка: Это верно! Только у берёзы может быть такой ствол. Берёза это символ России. Это самое распространенное дерево в нашей стране. Полюбуйтесь, какая берёзка красивая. Белая, стройная, высокая.
Дует легкий ветерок, покачивая ветви березы. Давайте покажем, как качаются березка, листья  шелестят и здороваются с ветерком и с нами. Ш-ш-ш-ш… Повторите.
На поляне растут цветы. Какие полевые цветы вы знаете?
Дети: Колокольчики, васильки, клевер, одуванчики, лютики, ромашки.
(Демонстрируются рисунки полевых цветов)
Алёнушка: Соберём букет?
Дети: Да!
Алёнушка: Поднимите руки все детки. Посмотрите сколько рук. Если каждая рука сорвёт по одному цветку, что останется на полянке?
Дети: Ничего не останется. Не будем рвать цветы.
Алёнушка: Молодцы! Лучше сфотографируем полянку. На память оставим фотографию и полянку сбережём.
Смотрите, какая красивая птица! (рисунок птицы 1—2 мин.) Улетела. А вы запомнили, какая она была?
Дети: Жёлтая, с чёрными крыльями, хвостом и оранжевым клювом.
Алёнушка: Правильно. Память глаза (зрительная память) помогла нам запомнить ее. Название этой птицы – иволга. Эта птица перелётная. Летом живёт у нас, а зимой улетает в тёплые края Африки. Ребята, скажите, почему некоторые птицы улетают в тёплые края?
Дети: Зимой становиться холодно, насекомые прячутся и птицам становиться холодно и нечего кушать.
Алёнушка: Верно.
Ой, дождик! Прячемся под зонтики. (На доске рисунок с изображением дождя, муз.сопр. «шум дождя») Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнце. (муз.сопр. выключили, дождик убрали.) Вы помните шум дождя? Да, память уха (слуховая память) помогла запомнить этот шум.
Мы дошли до речки. Как мы переедем на велосипеде через нее?
Дети: Надо найти мост.
Алёнушка: Почему не по воде?
Дети: Можно поскользнуться и упасть в воду и т.д.
Алёнушка: Правильно. Если не знаете дно, то лучше в воду не лесть. А возле водоёма лучше находиться рядом со взрослыми и держать их за руку. Вот мост. ( рисунок «мост»).
Чтобы проехать по мосту, надо купить билет «отгадать все загадки»:
Алёнушка:
«По полю скачет - ушки прячет,
Встает столбом - ушки торчком»
Дети: Зайка
Алёнушка:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной?
Дети: Ёж.
Алёнушка:
«Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?»
Дети: Белка.
Алёнушка:
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, и кур в деревне крадёт»
Дети: Лиса.
Алёнушка: Молодцы! Ваша память сохранила все, что вы уже узнали, обдумали и поняли. Она помогла вам по мосту (не по воде) пройти через реку.
Алёнушка: Отлично! На другом берегу лес. Ребята, что собирают в лесу?
Дети: Грибы и ягоды.
Алёнушка: Как называются ягоды, которые вы видите? Как называются грибы? Эти съедобный гриб или несъедобный? Что надо сделать, если вы увидели мухомор?
Ответы детей.
Алёнушка: Ребята. Мухомор ядовитый для людей. Но он лечебный для лесных животных. Если зверь заболеет, то мухомор может стать для него лекарством. Если вы пойдёте с родителями в лес и увидите там мухомор, то не уничтожайте его. Он может спасти заболевшее дикое животное.
Мама зайчиха ищет своего зайчонка. Обрадовались зайчиха и зайчонок встречи!
Алёнушка: Ребята, скажем зайчонку до свидания?
Дети: До свидания.
Алёнушка: Можно самому уходить далеко от дома?
Дети: Нельзя! Можно потеряться.
Алёнушка: Я думаю, что зайчонок понял этот урок и больше так делать не будет.
Возвращаемся по тому же пути.
Дети пересказывают обратный путь.
Алёнушка: Вот мы и добрались обратно. Спасибо, ребята, что помогли зайчику и мне.
Педагог-психолог: Мы вернулись в детский сад.
Что вам помогло запомнить дорогу домой?
Дети: Память, глаза, уши, ноги.
Педагог-психолог: Правильно. Память глаза – зрительная память, память уха – это слуховая память, память ног – двигательная память. Память очень важна. Она помогает нам запоминать и знать многое. 
Давайте поиграем и память потренируем?
Игра.
Ведущий (педагог-психолог) показывает несколько действий. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были показаны ведущим. Чтобы детям было легче запоминать, необходимо озвучивать каждое движение. 
 1. Повернуть голову направо, исходное положение, опустить голову вниз, исходное положение.
 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
 3. Повернуться налево, присесть, встать.
Задача меняется. Необходимо запомнить названую последовательность движений и правильно её выполнить.
1.Коснуться правой рукой своего носа, сделать шаг вперёд, присесть;
2.Прыгнуть на двух ногах вверх, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, положить руки на голову, топнуть правой ногой;
3.Прыгнуть три раза на правой ноге влево, кивнуть два раза, поставить пуки на пояс;
Далее ведущим становиться ребёнок.
Психолог: Ребята! Наше занятие подходит к завершению.
4.Рефлексия
Что мы сегодня делали и где были?
Дети: Мы были в путешествие. И играли в игры.
Психолог: Что вы в путешествии видели?
Дети: Берёзовую рощу, реку, полевые цветы, ездили на велосипеде.
Психолог: Вам понравилось путешествие?
Дети: Да!
Психолог: Что помогло вам запомнить дорогу домой?
Дети: Память.
Психолог: Игры вам понравились? Расскажите правила игры воспитателю и поиграйте ещё. А сейчас всем спасибо и до свидания.
2022