НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Касаткина А.А., Морева О.Л. Развитие пластического творчества дошкольников на занятиях лепкой из солёного теста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf



Аннотация. В статье рассматриваются особенности пластического творчества дошкольников на занятиях лепкой из солёного теста. Описаны этапы пластического творчества дошкольников и особенности лепки из солёного теста на каждом этапе. Ознакомительный этап работы с пластическими материалами включает в себя стадию пластической игры, ребёнок знакомится с материалом, пытается им манипулировать. На этапе изобразительной пластики дошкольник уже проявляет более самостоятельные действия. Этап включает в себя стадии: элементарной пластики, свободной лепки, пластического фантазирования. Описано эффективное воздействие лепки из солёного теста на разностороннее развитие дошкольника.
Ключевые слова: пластическое творчество дошкольников; лепка из солёного теста; пластические материалы; дошкольное образование.
Одной из важных задач дошкольного образования является разностороннее развитие дошкольника. Занятия продуктивными видами деятельности, рисованием, лепкой, аппликацией в дошкольных учреждениях оказывают разностороннее воздействие на ребёнка: позволяют раскрывать и развивать творческий потенциал ребёнка, фантазию и воображение; развивают мелкую моторику рук и как следствие благотворно влияют на умственное развитие, подготавливают ребёнка к обучению письму, оказывают арт-терапевтическое воздействие на ребёнка. Лепка из разных материалов активно используется педагогами-психологами при коррекционной работе с детьми. К сожалению, в современных семьях не уделяют должного внимания пластическому творчеству детей. Современные дошкольники больше времени уделяют играм на мобильном телефоне, чем занятиям лепкой. В данной статье рассмотрены особенности пластического творчества дошкольников на занятиях лепкой из солёного теста.
В дошкольных учреждениях дети работают с разными пластическими материалами: пластилином, солёным тестом, пластикой, глиной. Каждый материал своеобразен по пластическим свойствам и обладает особенностями при организации художественной работы. Пластилин самый доступный из пластических материалов. Он мягок и пластичен, из него можно лепить мелкие детали и декор для поделок. Пластилин обладает богатством цветовой палитры. Это позволяет делать красочные объёмные изделия, картины в технике пластилинографии. Занятия лепкой из глины вызывают интерес у детей, т.к. с данным материалом дошкольники работают редко. Глина - природный материал, теплый, податливый. Она благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Не смотря на то, что глина обладает большими пластическими возможностями, она требует от воспитателя большой подготовительной работы, доведения до нужной консистенции для лепки. Поэтому воспитатели не часто используют глину на занятиях с дошкольниками. Преимущества лепки из солёного теста заключаются в том, что с этим материалом дошкольники работают реже, чем с пластилином, поэтому занятия лепкой из солёного теста вызывают интерес у дошкольников. Материал пластичный, приятный на ощупь, легко поддаётся обработке. Из солёного теста можно слепить фигурку, высушить её и она будет долговечна. Солёное тесто перед работой можно окрашивать гуашью, можно раскрашивать акварелью и гуашью готовые детские поделки. Изделие становится прочной игрушкой, что также привлекает дошкольников.
В структуре основной программы дошкольного образования немалая роль отводится пластическому творчеству. Занятия по лепке прежде всего должны быть результативные. Но это не означает, что результат должен достигаться за счёт чрезмерных усилий и времени. Важно так продумать формы занятий, подобрать такие методы и приёмы, чтобы ребёнок захотел учиться лепить. Дети устают не от активной деятельности, а от сидячего положения, в котором находятся во время занятия. Поэтому эффективно при организации занятий лепкой объяснение и показ, небольшую тематическую инсценировку проводить для детей на стульях или на ковре, а после этого предложить детям пройти на свои места за столами и заняться творчеством.
Знакомство с пластическим творчеством в дошкольном возрасте проходит в несколько этапов. Ознакомительный этап в работе с пластическими материалами важен для формирования мелкой моторики дошкольника, а также имеет важное значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Ознакомительный этап работы с пластическими материалами включает в себя стадию пластической игры, когда ребёнок знакомится с материалом, пытается им манипулировать, совершая исследовательские действия. На данном этапе целесообразно совместное творчество. Нужно давать ребёнку простые задания на создание из солёного теста базовых форм: шара, лепёшки, колбаски, ленты, конуса. При этом взрослый может помочь в более сложных приёмах лепки. Например, дошкольник может слепить колобка, а взрослый остальных героев сказки, которыми в дальнейшем можно поиграть в настольный театр. Наблюдая за работой, дошкольник видит пример, как взрослый манипулирует солёным тестом, пытается подражать ему. В дальнейшем ознакомительный этап переходит в стадию экспериментов. Это не просто повторение действий взрослого, а непосредственное стремление ребёнка познать новые свойства и возможности материала.
На втором этапе изобразительной пластики приёмы лепки усложняются. В данный этап входят стадии:
- элементарной пластики (создание первых пластических образов, соединяющих в себе элементарные умения в лепке и обобщенных восприятий действительности);
- свободной лепки (закрепление и расширение своего изобразительного опыта в лепке, попытки передачи выразительности в образах);
- пластического фантазирования (непосредственное владение основными техниками и способами в лепке, помогают обогатить и расширить содержательную сторону пластических образов детей, придумывая нестандартные решения в творчестве).
Во втором этапе дошкольник уже проявляет более самостоятельные действия. Начиная с самых простых манипуляций с солёным тестом - раскатывания колбасок, изготовление венков и кренделей путём перевивая колбасок между собой. Из солёного теста можно не только лепить, но и вырезать разными формочками, что упрощает и облегчает процесс создания поделки, придавая ей аккуратность. В дальнейшем можно изготавливать более сложные и трудоёмкие поделки, переходя на полуобъёмные и объёмные изделия [1].
Своеобразие пластического творчества в том, что с помощью этого вида деятельности форма предмета передаётся в трёх измерениях. Ребёнок, изготавливая детали и, в дальнейшем, сам предмет, проникается его сущностью, учится понимать его красоту. Во время подготовки к лепке он добывает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с этим обогащается словарный запас, развивается речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это способствует развитию мыслительной деятельности, внимания, представления и других психических процессов [2]. Не малое значение пластика имеет и для развития сенсорики, способствующая развитию мелкой моторики пальцев рук. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М.Кольцова в своих исследованиях доказала, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга [3]. В процессе лепки, больше чем в других видах изобразительной деятельности, можно добиться максимальной активности двух рук, развивать и укреплять пальцы, в особенности большой, указательный, средний. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку необходимо развивать и постоянно совершенствовать точность, темп, силу, плавность движений. В дальнейшем эти качества помогут дошкольнику овладеть разными видами учебной и трудовой деятельности. Лепка воспитывает интерес к изобразительной деятельности.
Очень важно находить детским работам из солёного теста практическое применение. Их можно использовать для игры, на занятиях и как подарки малышам, сверстникам, взрослым. Не допустимо в присутствии дошкольников уничтожать плоды их труда, выбрасывать, выражать к ним пренебрежительное отношение, так как такие действия уничтожают в детях желание творить. Занятия пластическим творчеством для дошкольников должны проходить в форме игры. Можно на занятиях предложить детям перевоплотиться в разных мастеров: мастеров по изготовлению народных игрушек разных промыслов (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки), мастеров по изготовлению печатных и расписных пряников, мастеров изготавливающих глиняную посуду. Нужно рассказывать дошкольникам про особенности лепки изделий различных народных промыслов, показывать новые приёмы формообразования. Также можно совместно с дошкольниками придумывать истории, сказки о том, что они делают, что приключится с вылепленными героями. Благодаря игровым технологиям удаётся исключить пассивность детей, можно заинтересовать их, развивать любознательность, воображение и фантазию.
В пластическом творчестве из солёного теста дошкольник в художественно-образной форме отображает представления об окружающем его мире. Создание пластических изображений предполагает наличие у ребёнка достаточно ясных представлений о предметах и явлениях, а также умение творчески переработать реальные образы, выразить их по-своему.
Таким образом, развитие пластического творчества дошкольников на занятиях лепкой из солёного теста позволяет развивать умственную активность, творчество, художественный вкус, без которых невозможно формирование первоначальных основ личности. Лепка имеет важное значение в формировании и развитии сенсорики, способствует развитию мелкой моторики, чувства осязания пальцев рук. Стараясь точнее передать форму, дошкольник активно работает пальцами, что способствует развитию речи. Так же в лепке с помощью объёма развивается не только визуальное восприятие, как в рисовании и аппликации, но и умение ориентироваться в пространстве, усвоение целого ряда математических представлений, с помощью непосредственного сопоставления частей между собой, определяя их размеры.

Литература

1. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 181 – 185
2. Святэлик И. Методические указания к альбому «Учим детей лепить». – Киев, 1989. – С. 3
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка /М.М. Кольцова. – М., 1993. – С.132
2019