Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Боровская Е.Н. Активные методы обучения на уроках немецкого языка (из опыта работы по реализации ФГОС)

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Иоганн Вольфганг Гёте сказал однажды: „Человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает”. В XXI веке, провозглашённом Юнеско веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. Возрастает роль и значимость изучения иностранных языков.
В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников к изучению немецкого языка в условиях отсутствия среды языкового общения.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
Использование активных методов обучения (АМО) позволяет стимулировать познавательную активность обучающихся и добиться лучших результатов обучения.
Таким образом:
повышается мотивация обучающихся;
снижается утомляемость;
хорошо вырабатываются коммуникативные навыки (что немаловажно при преподавании иностранного языка);
в работу включаются все обучающиеся.
Что же такое активные методы обучения?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.
Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно - развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой.
К активным методам обучения можно отнести
ü ролевая игра;
ü деловая игра;
ü круглый стол;
ü дискуссия;
ü моделирование практической ситуации;
ü мозговой штурм;
ü метод кейсов;
ü метод проектов;
ü исследовательский метод и др.
Проанализировав статьи и собственные разработки учителей иностранных языков, пришла к выводу, что наиболее часто из перечисленных выше методов используются проектная деятельность, различные игровые формы уроков, а также дискуссии.
В своей практике на уроках немецкого языка я использую также часто, как проектную деятельность, а, возможно, даже и чаще такую форму активного обучения, как ролевая игра.
Ролевая игра представляет собой «условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения».
Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком.
М. А. Ариян в своей статье «Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка» [1] подчёркивает, что ролевая игра обладает большими обучающими возможностями.
Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.
Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Например, реплика «Hast du die Hausaufgaben gemacht?» часто воспринимается учащимися механически, но приобретает значимость в ролевой игре. В 9 классе при изучении темы «Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?» создаю игровую ситуацию «Probleme mit den Eltern». Ученик, играющий роль отца, обращается к другому ученику, выполняющему роль нерадивого сына, с вопросом, который выражает упрек, возмущение и даже угрозу. Эмоция, сопутствующая теперь этой реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства.
Например, "Einkaufen" ("В магазине") при изучении в 8 классе темы “Wir bereiten auf eine Deutschlandreise vor” (Мы готовимся к путешествию по Германии). Выбирается несколько "продавцов" (по количеству отделов). "Товары" для "магазинов" можно нарисовать на картинках, либо взять карточки из лото. Каждый продавец раскладывает "товары". Можно написать "вывески": «Kleidung», «Lebensmittel» и так далее. Остальные учащиеся становятся "покупателями". Их задача: купить как можно больше различных товаров. Они должны "обойти" все "отделы". За каждую "купленную вещь" – одно очко. Учитывается правильность высказываний. - Ich will ….. kaufen.
Следующая ролевая игра – «Друг потерялся» (может быть использована при изучении темы “Город”). Представьте, что вы в Германии в туристической поездке. Ваш друг потерялся. Вам необходимо найти полицейский участок (Polizeiwache) и попросить полицейского (Polizist) помочь найти вашего друга. Полицейский (Polizist) просит описать внешность потерявшегося мальчика.
1) Auf der Strasse.
Iwan: Verzeihung, wie komme ich am besten zur Polizeiwache?
Fußgänger: Zur Polizeiwache? Die erste Straße rechts bis zur Kreuzung. Dann gehen Sie nach links und dann immer geradeaus bis zur Keiserstraße. Da sehen Sie schon die Polizeiwache.
Iwan: Vielen Dank. Auf Wiedersehen!
2) In der Polizeiwache.
Polizist: Guten Tag!
Iwan: Guten Tag!
Polizist: Was ist los? Warum bist du so traurig?
Iwan: Mein Freund isr weg!
Polizist: Wie heiβt dein Freund?
Iwan: Er heiβt Nikita.
Polizist: Wie alt ist er?
Iwan: Er ist 12 Jahre alt.
Polizist: Beschreibe ihn bitte!
Iwan: Mein Freund ist klein. Sein Haar ist dunke! Seine Augen sind grau.
Polizist: Was trägt er?
Iwan: Mein Freund trägt einen hellen Pullover und dunkle Hose. Er hat schwarze Schune.
Polizist: Moment mal. (Отходит в сторону, ищет друга. Обнаружив по описанию, говорит: Junge, Komm doch mal her!) Ist das dein Freund?
Iwan: Ja, danke, danke.
В 6 классе при изучении темы «Мы рассказываем о своей школе» предлагаю провести игру – путешествие по школе. Представьте, что наши друзья из Германии приехали в наше село по обмену учащимися, мы встречаем их и проводим экскурсию по школе.
– Liebe Gräste! Wir begrűβen Sie in unserer Schule. Wir machen heute einen Rundgang durch die Schule. Unsere Schule ist alt, aber gemütlich. Im ersten Stok sehen wir…..Usw.
«Гостям» дается задание выразить свои чувства по поводу увиденного, употребляя выражения:
Wunderbar! Prima! Klasse! Usw.
Что касается тематики ролевых игр, то здесь нет почти никаких ограничений. Главное, чтобы ученики были вовлечены в тему игры, и она соответствовала уровню их развития, как в языковом, так и в социальном плане.
Игра, введенная в учебный процесс как один из приемов обучения, способствует:
·          созданию благоприятного психологического климата в классе и эмоциональной вовлеченности учащихся в этот вид деятельности;
·          интенсификации процесса обучения;
·          закреплению ранее изученного материала и активизации речемыслительной деятельности;
·          усилению познавательного интереса учащихся и их коммуникативному взаимодействию;
·          моделированию общения в различных речевых ситуациях;
·          развитию креативности и повышению уровня владения иностранным языком;
·          решению не только учебно-познавательных, но и воспитательных задач.
Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запо­минание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у учащихся речемыслитель­ную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использованием телефона особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор по телефону. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей.
Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
Также широтой возможностей и высокой степенью мотивации учащихся в обучении немецкому языку за счёт их познавательного интереса привлекает меня метод проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
По мнению В. Оконя, «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» [5, с. 54]. По В. Оконю, роль учителя состоит в том, чтобы обучаемый, уяснив трудность практического или теоретического характера, понял проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, пытался сам решить поставленную проблему, и он решает ее. Из этого следует, что проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении, то есть, это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
При обучении говорению в современной методике очень популярен метод драматизации диалогов. Данный метод позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию к коммуникации на иностранном языке.
Например, в 7 классе при изучении темы ‘Wie orientiert man sich in einer fremden Stadt?” (Как ориентироваться в незнакомом городе?), обучающимся предлагается найти на карте города как можно более короткий путь до музея и описать его при помощи уже изученной лексики, а затем инсценировать диалог «Как пройти к музею?».
В преподавании иностранных языков технология проблемного обучения эффективно используется при обучении грамматике. У учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен иностранного языка. При объяснении способа образования временных форм глагола учителем задаются проблемные вопросы, а затем правила построения данного времени. Иногда учащиеся самостоятельно выявляют и обобщают правила образования временных форм глагола, а также правила его употребления. Главное для учителя подобрать задания, облегчающие запоминание образования временных форм, и сделать процесс обучения грамматике более интересным, увлекательным.
Например, при изучении в 6 классе грамматического материала по теме «Прошедшее время» в начале урока создается проблемная ситуация посредством практического задания (не сходного с предыдущим):

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на ранее изученный материал
Составьте предложение из предложенных слов: schreibe, ein Diktat, ich.
Какое время вы использовали?
Ich schreibe ein Diktat.
Настоящее время «Präsens».
Сходное задание на изучение нового материала
Поставьте предложение в прошедшее время.
Испытывают затруднение и не могут выполнить задание.
Побуждение к созданию противоречия
Почему? В чем затруднение?
Не знаем, как из предложения в настоящем времени сделать предложение в прошедшем времени.
Побуждение к проблеме
Чему же мы научимся на сегодняшнем уроке?
Составлять предложения в прошедшем времени.
Некоторые проблемные вопросы, задачи, ситуации, которые используются мной на практике на уроках немецкого языка, были предложены другими авторами, но переработаны мной, другие – являются собственной разработкой, но главное, что все они направлены на развитие познавательной активности, мышления, мотивации учащихся класса.
Из личного опыта могут дать несколько важных советов для педагогов, имеющих интерес к технологии проблемного обучения:
·           Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.
·           Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении.
·           Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников.
Работая по данной технологии, реально получить следующие результаты:
·           учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;
·           ребята хотят и учатся быть коммуникабельными;
·           в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность»;
·           ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.
Активное использование метода проблемного обучения на уроках немецкого языка повышает мастерство учителя и способствует более эффективному освоению иностранного языка.
Вывод.
Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Использование активных методов обучения делает процесс обучения живым, эффективным и интересным.
Список литературы:
1. Ариян М. А. «Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка»// ИяШ. - 2011. - №7. - С. 13-18.
2. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. «Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению».- СПб.: СПб­ГИЭУ, 2010.
3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - № 4, 1989.
4. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. — Л.: ЛИЭИ, 1986.
5. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск.— М.: «Просвещение», 1968.
6. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990
2019