НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н. И. Русское народное творчество как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает богатство духовной жизни русского народа. Духовный творческий патриотизм нужно развивать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовной личностью человека, ее глубиной. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении со сверстниками и взрослыми. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, художественных произведениях, языке живописи. Мы по новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Приобщая детей к истокам русской народной культуре следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, загадки), так как именно фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. Народ существует, пока существует его язык. Очень важно показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах, поэтапно формировать интерес к фольклору и как следствие, обогащать словарный запас детей. В устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Через устное народное творчество у детей формируется потребность в художественном слове. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Большое место в приобщении детей к народной культуре, занимают народные праздники, и традиции. Праздники являются одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитание патриотизма, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Фольклорный праздник «Широкая Масленица!»
Цель: Развивать у детей устойчивый интерес к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками. Приобщать детей к народным традициям. Донести до сознания детей мысли, чувства, мечты и надежды, которые народ вложил в свои произведения.
Задачи образовательные:
·          Формировать у детей интерес к фольклору, обогащать словарный запас.
·          Формировать представления детей о традициях народных праздников.
·          Формировать у детей интерес к народным праздникам и их значимость в жизни людей.
·          Формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к народным традициям.
·          Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
Задачи воспитательные:
·          Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
·          Способствовать интеллектуальному развитию детей.
·          Знакомить детей с истоками русских традиций, праздников, песен, обрядов.
·          Познакомить детей с богатством русского народного творчества.
·          Учить детей бережно относится к национальным традициям.
Дети под музыку заходят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте гости дорогие! Сегодня у нас замечательный праздник! Сегодня Масленица! Праздник «Масленица» один из самых любимых и веселых праздников на Руси. Это праздник - когда прощаются с Зимой, и зовут к себе в гости Весну. На этот праздник пекут блины, а что обозначает блин? А обозначает он солнышко! Сегодня мы с вами будем играть, веселиться.
А вот и первые гости к нам пожаловали!
Под русскую народную музыку заходят Скоморохи
Скоморох 1-й: - Эй, хороший народ, люди добрые,
Мы на праздник всех вас зазываем!
Нынче Масленица мокрохвостка,
Нынче Зимушку мы провожаем!
Скоморох 2-й: - Нынче удалью можно померяться,
Будет нынче потеха с потешками,
Нынче конкурсы с плясками, с песнями,
Да блины дрожжевые, да пресные!
Заходит Зима
Скоморох 1-й: - А вот и Зимушка к нам явилась,
И, гляди, не заблудилась!
Скоморох 2-й: - Наш поклон тебе гостьюшка важная,
Самая холодная и отважная!
Зима: - Здравствуйте гости дорогие!
Рада встрече! Всем кланяюсь я!
Провожаете Зиму весельем?
Значит дружно гуляет семья!
Скоморох 1-й: - Мы сегодня здесь праздник встречаем,
Выходите сюда все любезные.
Скоморох 2-й: - Мы веселье сейчас начинаем,
Хороводом большим, звонкой песнею!
Звучит песня «Уж ты, зимушка – зима»
Музыка А. Александрова слова народные
Организаторы праздника заводят хоровод, в котором учавствуют
дети и взрослые.
Зима: - Ох, и весело у вас! Я тут подумала, а стоит ли мне уходить,
и уступать место Весне? Может я останусь?
Дети: - Нет!!!
Зима: - Ну тогда я хочу проверить вас, как вы готовы встретить Весну?
Скажите мне, Зимой вы хорошо веселились?
Дети: - Да!!!
Зима: - Тогда мои милые ребятки, отгадайте - ка загадки
1. Покружилась звездочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На твоей ладошке. …………… «Снежинка»
2. Лежало одеяло мягкое, белое,
Солнце припекло, одеяло утекло………….. «Снег»
3. Он прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно…………………….. «Лед»
4. Не колючий, светло – синий,
По кустам развешан ……………… «Иней»
5. Без рук рисует, без зубов кусает…………… «Мороз»
6. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица…………………..«Вьюга»
7. Детки сели на карниз,
И растут все время вниз. ………………«Сосульки»
Зима: - Молодцы ребятки!
Вы уж простите меня за метели,
Да холодные дни и недели,
Гололед, и за ветры колючие,
И морозы большие - трескучие!
Скоморох 1-й: - Не печаль, ты Зима нам дарила,
Игры зимние ты заводила,
Было радостно всей детворе,
Когда снега полно во дворе.
Скоморох 2-й: - И тебя нам порадовать нужно,
Мы в игру поиграем все дружно,
А ты, Зимушка не унывай,
Лучше с нами ты поиграй!
Игра «Собери Снеговика»
Скоморох 1-й: - А вот и еще одна гостья пожаловала!
Заходит Весна
Скоморох 2-й: - Всей душой мы рады Весне,
Весна красная - слово тебе!
Весна: - Я Весна - красна!
Бужу землю ото сна,
Напою я соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с рек я лед,
Светлым делаю восход,
Всюду, в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Здравствуй милая Зима,
Тебе на смену я пришла!
Зима: - Здравствуй милая Весна,
Домой на Север мне пора,
Прощайте люди и простите,
На Зиму зла вы не держите.
В свои права Весна вступает,
Природой править начинает!
Скоморох 2-й: - Пришло время, Весна,
Брать тебе все права:
В играх и весельях
Будешь ты голова.
Игра - «Перетягивание каната»
Заходит Масленица с блинами
Масленица: - А вот и я: - Масленица долгожданная,
Прихожу я с Весною желанною,
Зиму снежную я провожаю,
Пост Великий с утра объявляю!
Славно нынче гуляют соседи,
Со блинами, да с чаем беседа,
Стар и мал нынче праздник гуляет,
Да здоровья друг другу желает.
Не держите на сердце обиды,
Слезы больше никто пусть не видит,
Попросите вы сами прощенья,
Улыбнитесь улыбкой весенней!
Масленица: - Ребята, вы все знаете, что Масленица блинами славится, а давайте мы с вами блинчики с пылу - с жару сложим на подносы.
Я хочу посмотреть, какая команда быстрее справится?
Игра «Перенеси блины»
Скоморох 1-й: - А сейчас мы спляшем,
Праздник будет краше!
Общая пляска «Масленица»
Скоморох 1-й: - Вот и празднику - конец,
Кто пришел - тот молодец!
Скоморох 2-й: - Масленица угощает,
Всех блинами, сладким чаем!
Скоморох 1-й: - Прощай, Зима, до срока,
Весна у наших окон!
Скоморох 2-й: - Всем счастья на прощанье!
До нового свиданья!
Дети под музыку уходят из музыкального зала
Библиографический список
1. Данилина Г.Н. «Дошкольникам об истории и культуре России»
М.: АРКТИ, 2005г.
2. Ковалева Г.А. «Воспитываем маленького гражданина»
М.: АРКТИ 2005г.
3. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
М.: ЦГЛ., 2005г.
4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» - М.: Линка – Пресс, 2003г.
Сведения об авторах
Ермолаева Н.И. - музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.
2020