НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Романенко Т.В., Сикорская Н.Н., Здоровец А.А. Организация занятий по робототехнике как средство основ формирования инженерно-технического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Романенко Т.В., Сикорская Н.Н., Здоровец А.А. Организация занятий по робототехнике как средство основ формирования инженерно-технического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

С каждым годом человечество совершает все новые и новые открытия, а новые технологии, как известно, быстро проникают во все сферы человеческой деятельности. Это, в свою очередь, предполагает формирование у молодого поколения инженерно-технического мышления, развитие аналитических навыков мышления уже с дошкольного возраста. Идеи формирования у детей указанных черт заложены также в ФОП, для реализации требований которого разработаны разного рода методические рекомендации и пособия по организации образовательного процесса в ДОУ с использованием робототехники.

Конструирование как вид детской деятельности изучали З.М. Богуславская, И.Ю. Дружинина, Л.В. Куцакова, И.А. Лыкова, Л.Н. Севрюкова, Г.В. Семенова, Е.О. Смирнова, Н. П. Шаталова. Воздействие робототехники на формирование личности дошкольников исследовалось в трудах Е.С. Безгиной, Л.В. Гараниной, Н.В. Дятловой, С.В. Коноваленко, И.В. Микитюк, Т.А. Писчасовой, С.В. Семенченко. Методические основы дошкольного образования с использованием робототехники разработаны такими авторами, как Т.В. Волосовец, Е.М. Ерофеева, Ю.В. Карпова, И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова, О.А. Поваляев, Н.П. Сакулина, Т.В. Тимофеева.

Актуальность исследования данной темы определена тем фактом, что деятельность по организации дополнительных услуг по образовательной робототехнике в ДОУ можно считать на сегодняшний день значимым механизмом по осуществлению последовательного решения задач в области дошкольного образования. Целью такой организации является развитие у детей дошкольного возраста творческих и технических способностей, а также усидчивости, самостоятельности и коммуникативных навыков.

Дошкольный возраст – это уникальный период для всестороннего развития личности ребенка, так как именно в этом возрасте ребенок познает окружающий мир, интенсивно развивается как в физическом, так и в психическом плане.

Организация в ДОУ систематической работы по робототехнике направлена на приобщение дошкольников к техническому творчеству, развитие их речи, а также на то, чтобы научить детей наблюдать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.

Образовательная робототехника в дошкольных учреждениях – это одно из направлений, которое позволяет детям на практике изучать основы науки, техники и инженерии. В ходе занятий ребята могут создавать и программировать роботов, решать задачи, тем самым развиваются их логическое мышление и творческие способности. Программа обучения робототехнике детей дошкольного возраста может включать в себя элементы конструирования, программирования, математики, физики, электроники и других научных дисциплин. Занятия по образовательной робототехнике в дошкольных образовательных учреждениях помогают детям развивать навыки сотрудничества, коммуникации, а также позволяют им понять, как работает техника и как ее можно использовать для решения различных задач. Кроме того, эти занятия могут помочь детям лучше понять окружающий мир и стать более уверенными в своих знаниях и способностях. Однако необходимо учитывать, что такие занятия должны быть организованы с учетом возрастных особенностей детей и проводиться под контролем опытного педагога.

Образовательная робототехника в системе дошкольного образования является идеальным совмещением детского развития с развлечением. Направление образовательной робототехники как наиболее занимательное и притягательное отображает фактический уровень нынешнего бытия дошкольного детства, наращивает возможности его понятности и доступности, анализируя при этом качественные характеристики дошкольного образования, содействует его повышению на современном этапе.

Таким образом, использование робототехники в образовательной деятельности направлено не только на развитие технического творчества и речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом. Процесс обучения робототехнике проходит в 3 этапа:

На первом этапе (средняя группа: 4–5 лет) педагог обучает дошкольников анализировать разнообразные образцы (примеры) рабочих заданий. Воспитанники при этом должны осмыслить саму форму изделия, его размеры, цвета и иные внешние характеристики, готовиться представить модель в диаметральном пространстве с помощью визуального моделирования.

На втором этапе (старшая группа: 5–6 лет) конструирование направлено на создание постройки и ее обыгрывание с применением набора «Азбука робототехники». Дети заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала, выделяют основные части предполагаемой постройки, воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Третий этап (подготовительная группа: 6–7 лет). Дети этого возраста имеют значительный опыт конструирования, что дает возможность формировать у них более сложные умения и навыки. Они умеют выделять общие и частные признаки объектов, могут соблюдать симметрию и пропорцию частей построек, определяя и на глаз и подбирая соответствующие детали конструкторов, представляют, какой будет их модель, что лучше использовать для ее создания. Это вносит разнообразие в действия детей, дарит им чувство гордости за результат своего труда, что является одним из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».

Важно помнить, что занятия по образовательной робототехнике должны быть доступны для всех детей, независимо от их возраста, пола и уровня подготовки. Эти занятия должны быть интересными и увлекательными, чтобы дети могли получить максимальную пользу от них. Таким образом, образовательная робототехника способствует развитию творческих способностей дошкольников, умения работать в команде, создает дополнительные условия для их развития.
2023