Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Карапетова Р.В. Образ «маленького человека» в творчестве современных писателей

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Данную тему поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек" – это собирательный образ. И каждый писатель представляет его по-своему.
Николай Васильевич Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии "маленького человека", задавленного, униженного и оттого - жалкого. Однако пальма первенства в этом принадлежит всё-таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя – отца и дочери – и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя. Она была для отца смыслом жизни, “солнышком”, с которым одинокому, пожилому человеку было тепло и уютно.
Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу”. И вершиной этого трагизма стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “Шинель”, его имя стало символом “маленького человека”, которому плохо в этом странном мире чиноугодничества, лжи и “вопиющего” равнодушия. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой.
В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной нищеты остается у нас от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина после прочтения повести Гоголя «Шинель». Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.
В современном мире "маленькому человеку" очень тяжело жить. Ведь "маленький человек" – это, как и прежде, тот, кто занимает низшую ступень в обществе. Такого человека никто не уважает. Он не одарен выдающимися способностями, не отличается силой характера. Как правило, "маленькие люди" одиноки. Но при всех этих качествах, «маленький человек» может иметь доброе сердце, и огромную душу. Но в современном мире очень мало тех, кто ценит людей именно за это. Для нынешнего общества самое важное – это денежные отношения и статус в обществе. И, как ни странно, эти люди тоже стремятся проявить «Деловые качества», подстроиться под современные рыночные реалии, чтобы доказать себе и окружающим, что они тоже могут «на гребне волны». Они стараются не сидеть, сложа руки, их жизнь – это водоворот событий, однако, что есть их вершина и в какую воронку их затягивает стремительный поток жизни? Но главный вопрос, которым задаются современные молодые авторы – осталось ли хоть что-нибудь светлое и доброе в их душах? Сохранился ли тот огонек тепла, к которому приглядывались и тянулись читатели «Станционного смотрителя» и «Шинели»? их герои давно стали хрестоматийными, их любят, жалеют, к ним проявляют сочувствие и уважение. А вызывают ли эти чувства сегодняшние «маленькие люди»?
Повесть современного молодого автора Максима Свириденкова «Пока прыгает пробка» — это калейдоскоп ярких картинок из жизни современных тинэйджеров, ровесников автора. Главный герой учится в 11 классе и живет в Смоленске. Прогулы уроков, бары, пьянки, сигареты, клей “Момент”, подружки, полное отсутствие высоких интересов, человеческого контакта со старшими... Свириденков детально воссоздает дух пофигизма в поколении, рожденном в середине 80-х. Повесть — своего рода свидетельство духовного опустошения и культурного одичания. Обнадеживает, однако, что и сам автор, и его главный герой (в меньшей мере) догадываются о низком качестве культуры своего поколения. Так, например, Сергею удается избежать «двойки» по истории только благодаря случайно услышанной лекции Эдварда Радзинского по телевизору. Хотя в этом он никому не признается – в среде подростков стыдно смотреть такое. Он также отказывается сидеть за одним столом с ворами-карманниками. Волна отвращения и злобы поднимается в его душе к этим «деловым» людям, которые год назад вытащили последние деньги у его матери. Ему противно нюхать клей-момент и становится жалко одноклассника, повесившегося в токсичном угаре. Сергей приглушенно, но все же чувствует всю бездушность окружающего мира – учителей и одноклассников. Он неумело, сквозь сигаретный и алкогольный дурман, но все же признается в любви своей подруге Ирише.
- Как думаешь, у нас надолго или как всегда?.. Глуховатая и глуповатая луна снова подумала, что происходящее очень романтично, потому что в вопросе Ириши вместо "как всегда" луне послышалось "навсегда". Мимо ушей луны пролетел ответ Сергея:
- Не знаю. Честно. Но пока дымится эта сигарета, я наверняка не успею тебя разлюбить.
Автор делает трезвые наблюдения с долей симпатии и иронии над эпохой и ее «Героями», с некоторым заострением проблем и с ненавязчивым дидактическим резюме в финале: «А вчера утром на краю унитаза сидели тараканы. Неужели они чего-то ждали? Но тараканов столкнули в унитаз и смыли. Так и поколение, родившееся в восьмидесятые годы двадцатого века, ждет на краю чего-то. А может быть, кто-то придет, столкнет и смоет».
Рассказ уже известного современному читателю автора Романа Сенчина «В обратную сторону» «В обратную сторону» - крепкий этюд в традиции социального реализма о трудной жизни переселенцев из полусамостийной Тувы в Россию. Бедность, болезни, назревающий природный катаклизм. Нота сочувствия, привкус фатализма. Если это случай из жизни, то спорить не о чем. Если автор все-таки сочиняет, то выдумки его редкостно мрачны. На героиню рушатся несчастья и угрозы со всех сторон. И нет никакого спасения. В этом и состоит нерв рассказа. Чем можно пожертвовать ради карьеры, успешной жизни в столице, хорошей квартиры на престижной улице? Герои Сенчина обычно жертвуют душой. Отдают способность искренне переживать и соболезновать в обмен на бойцовские навыки будущих яппи. Но ирония в том, что карьера оказывается не такой уж стремительной, жизнь в столице - не такой уж успешной, а улица, на которой стоит твой новый дом, расположена в спальном районе. Эта книга малой прозы приоткрывает новую грань таланта писателя - сатирическую.
Данный рассказ вплотную примыкает к недавней повести Сенчина “Минус”. Некоторые персонажи — один к одному. И характерно, что именно тот (судя по всему) герой, который в повести предается театрально-богемным увеселениям, в рассказе гибнет еще студентом. «Мы идем в гости» - произведение, открывающее сборник, поднимает тему толерантности. Главный герой его – молодой художник, ВИЧ-инфицированный. В маленьком городке он стал изгоем. Настал момент, когда, казалось бы, вот-вот жизнь его изменится к лучшему, приобретет смысл… Но чуда не произошло. Произошло страшное – художника жестоко избили. Избили за то, что он болен, за то, что отличается от других…
Таким образом, представление в обществе о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего XIX - начала XX веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя.
Я считаю, что «маленький человек» не должен трактоваться как отдельный тип — униженный, смиренный, безропотный. Он – яркий показатель того, что происходит в обществе в целом. «Маленький человек» для нашей действительности – это не просто литературный тип, а «герой нашего времени». Хотя, скорее – антигерой. Эти персонажи вряд ли достойны пера Гоголя или Чехова. Они так же, как и век назад, беззащитны перед прохожими, аферистами, начальством, властью, судьбой, обстоятельствами.
Но не их беззащитность остается у нас в памяти, а сила их воли, биение сердца и тот малый разум, который способен ухватить нечто большее в суете жизни. За это мы помним и любим Самсона Вырина и Акакия Башмачкина, и именно это стремимся найти в героях Свириденкова и Сенчина.
Используемая литература:
1. Н.В Гоголь повести «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
2. А.С Пушкин повести «Станционный смотритель» и «Медный всадник».
3. Роман Сенчин «В обратную сторону».
4. Максим Свириденков «Пока прыгает пробка».
2019